Графика. McLaren совершили худшую стратегическую ошибку сезона в Катаре
McLaren допустили катастрофическую стратегическую ошибку на Гран-при Катара, которая может стоить им чемпионского титула. Когда на седьмом круге гонки на трассу выехала машина безопасности, все команды воспользовались возможностью для бесплатного пит-стопа — все, кроме McLaren. Это решение лишило Оскара Пиастри практически гарантированной победы и позволило Максу Ферстаппену укрепить лидерство в чемпионате. Разбираем, что пошло не так у британской команды и почему это решение может войти в историю как одна из худших стратегических ошибок сезона.
Когда на седьмом круге Гран-при Катара на трассу выехала машина безопасности, команды не спешили сообщать своим пилотам, заезжать на пит-стоп или нет. Большинство дожидались, пока их болиды проходили последний поворот, прежде чем дать команду на пит-стоп.
Очевидно, никто не хотел раскрывать свои стратегические планы соперникам. Как оказалось, все они приняли одинаковое решение — за одним существенным исключением.
McLaren оставили оба своих болида на трассе. Это решение стоило Оскару Пиастри вероятной победы и оставило обоих пилотов сожалеть о потерянных ценных очках в противостоянии с лидером чемпионата Максом Ферстаппеном.
Что привело McLaren к решению, которое на первый взгляд выглядело настолько очевидным промахом? Как это часто бывает, всё не так однозначно, как кажется. Другие команды взвешивали те же риски, что и McLaren, каждая сталкивалась с немного разными обстоятельствами и пришла к совершенно иным выводам.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла объяснил после гонки, что они опасались: если они заедут на пит-стоп, а кто-то останется на трассе, то возобновят гонку в трафике. Это означало бы потерю драгоценного чистого воздуха в голове пелотона и списание комплекта средних шин всего после семи кругов.
Им также предстояло столкнуться с проблемой ввода одного или обоих болидов на загруженную пит-лейн и вывода с неё в момент, когда многие соперники также заезжали на пит-стоп. События показали, что это было реалистичным опасением, но, возможно, не в той степени, которой боялась McLaren.
Когда пелотон массово заезжает на пит-стопы, командам приходится выпускать свои болиды на переполненную скоростную полосу, зная, что любая заминка может стоить времени и позиций. Если оба болида идут на трассе с разницей в несколько секунд и оба заезжают одновременно, второму придётся ждать и терять больше времени. Любая задержка первой машины также повлияет на вторую.
Именно такой сценарий произошёл у Mercedes, чьи болиды шли с разницей чуть более четырёх секунд, как и у McLaren. Кими Антонелли первым достиг своего бокса, но ему пришлось пропустить Фернандо Алонсо и Исаака Хаджара перед выездом, что стоило ему позиции в пользу Карлоса Сайнса. Джорджу Расселлу пришлось ждать за Антонелли, а это означало, что он задержался в боксе из-за Оливера Бермана и Лиама Лоусона, что стоило ему позиции в пользу Хаджара.
У McLaren было несколько причин беспокоиться об этом больше, чем у соперников. Их бокс находился ближе всех к входу на пит-лейн, поэтому каждая машина соперника, заезжающая в боксы позади них, проходила бы мимо их позиции перед остановкой, увеличивая шансы на задержку.
McLaren также были более уязвимы к этой проблеме, поскольку их болиды находились ближе к голове пелотона. Пиастри и Норрис шли первым и третьим соответственно, но следующая пара напарников по команде, Антонелли и Расселл, занимали четвёртое и восьмое места. В случае их главного соперника Red Bull потребности Юки Цуноды в пит-стопе никогда не могли помешать Ферстаппену, даже если бы японец не отставал от него на 14 позиций.
При всём этом решение McLaren всё равно было ошеломляющим. Оно могло бы иметь смысл в обычной гонке, где пилоты могли обойтись одним пит-стопом, но одноразовые правила Pirelli для этого этапа требовали двух заездов в боксы. Поскольку они были ограничены 25 кругами на одном комплекте шин, машина безопасности на седьмом из 57 кругов была идеально рассчитана по времени, поэтому все остальные команды воспользовались этим шансом (Haas, единственное другое исключение, оставили Эстебана Окона на трассе на один круг, а затем вызвали его).
Пит-стоп на трассе Лосаил обходится дорого — около 26 секунд по сравнению с кругом под зелёными флагами. McLaren согласились с вероятностью необходимости сделать две таких остановки под зелёными флагами, когда могли получить одну бесплатно. Даже с учётом описанных выше рисков это было сомнительным решением уже в тот момент, а не только в ретроспективе.
Но вот что особенно болезненно для McLaren: если бы они вызвали оба своих болида в боксы, они не только сохранили бы шансы удержать Пиастри впереди Ферстаппена, но и могли бы осложнить жизнь пилоту Red Bull.
Ферстаппену пришлось задержаться в своём боксе, чтобы пропустить Антонелли, затем он втиснулся в узкий промежуток между Mercedes и Сайнсом. Если бы McLaren вызвали Пиастри, он мог бы занять тот же промежуток, и Ферстаппену пришлось бы ждать ещё дольше. Вероятно, этого было бы недостаточно, чтобы стоить ему позицию, но у Пиастри явно был шанс сохранить с трудом завоёванное лидерство.
Катастрофическое решение McLaren, таким образом, переложило весь риск на их пилотов и облегчило жизнь главному сопернику. При том, что чемпионат висит на волоске, это было ужасное время для, возможно, худшего стратегического решения сезона.
Таблица самых быстрых кругов Гран-при Катара 2025:
| Позиция | Пилот | Команда | Время круга | Разница | Средняя скорость (км/ч) | Круг № |
| 1 | Оскар Пиастри | McLaren-Mercedes | 1:22.996 | - | 234.23 | 44 |
| 2 | Ландо Норрис | McLaren-Mercedes | 1:23.197 | 0.201 | 233.66 | 47 |
| 3 | Джордж Расселл | Mercedes | 1:23.198 | 0.202 | 233.66 | 56 |
| 4 | Лэнс Стролл | Aston Martin-Mercedes | 1:23.484 | 0.488 | 232.86 | 51 |
| 5 | Макс Ферстаппен | Red Bull-Honda RBPT | 1:23.498 | 0.502 | 232.82 | 50 |
| 6 | Карлос Сайнс | Williams-Mercedes | 1:23.859 | 0.863 | 231.82 | 48 |
| 7 | Фернандо Алонсо | Aston Martin-Mercedes | 1:23.940 | 0.944 | 231.59 | 57 |
| 8 | Кими Антонелли | Mercedes | 1:23.955 | 0.959 | 231.55 | 55 |
| 9 | Лиам Лоусон | Racing Bulls-Honda RBPT | 1:23.971 | 0.975 | 231.51 | 54 |
| 10 | Юки Цунода | Red Bull-Honda RBPT | 1:24.139 | 1.143 | 231.05 | 57 |
| 11 | Алекс Албон | Williams-Mercedes | 1:24.261 | 1.265 | 230.71 | 57 |
| 12 | Исаак Хаджар | Racing Bulls-Honda RBPT | 1:24.317 | 1.321 | 230.56 | 52 |
| 13 | Шарль Леклер | Ferrari | 1:24.432 | 1.436 | 230.24 | 56 |
| 14 | Льюис Хэмилтон | Ferrari | 1:24.848 | 1.852 | 229.12 | 52 |
| 15 | Оливер Берман | Haas-Ferrari | 1:24.930 | 1.934 | 228.89 | 34 |
| 16 | Эстебан Окон | Haas-Ferrari | 1:25.056 | 2.060 | 228.56 | 36 |
| 17 | Габриэль Бортолето | Sauber-Ferrari | 1:25.233 | 2.237 | 228.08 | 54 |
| 18 | Пьер Гасли | Alpine-Renault | 1:25.376 | 2.380 | 227.75 | 54 |
| 19 | Франко Колапинто | Alpine-Renault | 1:25.644 | 2.648 | 226.99 | 52 |
| 20 | Нико Хюлькенберг | Sauber-Ferrari | 1:28.139 | 5.143 | 220.56 | 52 |
Таблица времени пит-стопов на Гран-при Катара 2025:
| Позиция | Пилот | Команда | Общее время остановки (сек) | Разница с лучшим (сек) | Остановка № | Круг № |
| 1 | Оскар Пиастри | McLaren | 27.853 | - | 2 | 42 |
| 2 | Исаак Хаджар | Racing Bulls | 27.931 | 0.078 | 2 | 32 |
| 3 | Ландо Норрис | McLaren | 27.938 | 0.085 | 1 | 25 |
| 4 | Лэнс Стролл | Aston Martin | 28.064 | 0.211 | 2 | 24 |
| 5 | Лиам Лоусон | Racing Bulls | 28.078 | 0.225 | 2 | 32 |
| 6 | Лэнс Стролл | Aston Martin | 28.124 | 0.271 | 1 | 7 |
| 7 | Макс Ферстаппен | Red Bull | 28.168 | 0.315 | 2 | 32 |
| 8 | Карлос Сайнс | Williams | 28.181 | 0.328 | 2 | 32 |
| 9 | Габриэль Бортолето | Sauber | 28.234 | 0.381 | 2 | 32 |
| 10 | Ландо Норрис | McLaren | 28.243 | 0.392 | 2 | 41 |
| 11 | Фернандо Алонсо | Aston Martin | 28.288 | 0.435 | 1 | 7 |
| 12 | Юки Цунода | Red Bull | 28.330 | 0.477 | 2 | 32 |
| 13 | Габриэль Бортолето | Sauber | 28.471 | 0.618 | 1 | 7 |
| 14 | Льюис Хэмилтон | Ferrari | 28.541 | 0.688 | 2 | 32 |
| 15 | Кими Антонелли | Mercedes | 28.544 | 0.691 | 2 | 32 |
| 16 | Карлос Сайнс | Williams | 28.560 | 0.707 | 1 | 7 |
| 17 | Исаак Хаджар | Racing Bulls | 28.815 | 0.962 | 1 | 7 |
| 18 | Оливер Берман | Haas | 28.837 | 0.984 | 1 | 7 |
| 19 | Алекс Албон | Williams | 28.890 | 1.037 | 1 | 7 |
| 20 | Фернандо Алонсо | Aston Martin | 28.935 | 1.082 | 2 | 32 |
| 21 | Франко Колапинто | Alpine | 28.942 | 1.089 | 2 | 32 |
| 22 | Лиам Лоусон | Racing Bulls | 28.993 | 1.140 | 1 | 7 |
| 23 | Шарль Леклер | Ferrari | 28.999 | 1.146 | 2 | 32 |
| 24 | Оскар Пиастри | McLaren | 29.047 | 1.194 | 1 | 24 |
| 25 | Джордж Расселл | Mercedes | 29.077 | 1.224 | 2 | 32 |
| 26 | Юки Цунода | Red Bull | 29.188 | 1.335 | 1 | 7 |
| 27 | Алекс Албон | Williams | 29.457 | 1.604 | 2 | 32 |
| 28 | Франко Колапинто | Alpine | 29.538 | 1.685 | 1 | 7 |
| 29 | Макс Ферстаппен | Red Bull | 29.970 | 2.117 | 1 | 7 |
| 30 | Шарль Леклер | Ferrari | 30.395 | 2.542 | 1 | 7 |
| 31 | Эстебан Окон | Haas | 30.469 | 2.616 | 3 | 34 |
| 32 | Пьер Гасли | Alpine | 30.559 | 2.706 | 2 | 32 |
| 33 | Пьер Гасли | Alpine | 31.343 | 3.490 | 1 | 7 |
| 34 | Кими Антонелли | Mercedes | 32.002 | 4.149 | 1 | 7 |
| 35 | Льюис Хэмилтон | Ferrari | 32.166 | 4.313 | 1 | 7 |
| 36 | Джордж Расселл | Mercedes | 33.241 | 5.388 | 1 | 7 |
| 37 | Эстебан Окон | Haas | 34.006 | 6.153 | 1 | 8 |
| 38 | Эстебан Окон | Haas | 34.540 | 6.687 | 2 | 9 |
| 39 | Лэнс Стролл | Aston Martin | 35.671 | 7.818 | 3 | 49 |
| 40 | Оливер Берман | Haas | 45.232 | 17.379 | 2 | 32 |