Хитрый план McLaren застал Red Bull врасплох
Финальная гонка сезона 2025 года стала настоящим триумфом тактической мысли и командной работы. McLaren удалось переиграть соперников, обеспечив своему пилоту первый титул в карьере. Предлагаем вашему вниманию адаптированный перевод колонки авторитетного журналиста Марка Хьюза, в которой детально разбирается, как именно команда из Уокинга перехитрила конкурентов.
Ландо Норрис — чемпион мира. Все сложилось в финале сезона так, что ни у кого не могло возникнуть реальных претензий. Макс Ферстаппен выиграл свою восьмую гонку в 2025 году (больше, чем кто-либо другой), завершив блестящее выступление в чемпионате, но Норрис сделал всё необходимое, финишировав на консервативном третьем месте.
То, как McLaren шла к первому за 17 лет личному титулу для своего гонщика, по сути, определило ход гонки. Очковое преимущество Ландо Норриса перед этапом позволило команде из Уокинга использовать динамику «двое против одного» в борьбе с Максом Ферстаппеном за титул.
Раздельная стратегия McLaren, когда Оскар Пиастри стартовал на шинах Hard, оказалась гениальным ходом и полностью застала Red Bull врасплох, что подтвердил руководитель команды Лоран Мекис после финиша: «Как только они это сделали, это дало им большую гибкость и ограничило наши стратегические возможности для ответа».
После решительной атаки Оскара Пиастри на Ландо Норриса, ехавшего на Medium, по внешнему радиусу в девятом повороте первого круга — причем Ландо не слишком жестко оборонялся — план McLaren стал очевиден. На комплекте Hard австралиец должен был заставить Макса Ферстаппена нагружать свои шины Medium, позволив напарнику беречь резину и снизить риск гранулирования переднего правого колеса, что вызывало скрытые опасения. Это уничтожило любую возможность для голландца сдерживать Норриса и подставлять его под атаки пелотона в стиле Льюиса Хэмилтона образца 2016 года. Но даже без стратегии McLaren далеко не факт, что сдерживание соперников сработало бы так же эффективно, как в 2016 году.
Конфигурация трассы претерпела значительные изменения: исчезли ключевые медленные повороты, что делает машину крайне уязвимой для обгонов с использованием DRS в конце удлиненных прямых, если выходить на них слишком медленно.
В любом случае, поскольку Оскар Пиастри собирался оставаться на трассе гораздо дольше, чем это было возможно для Макса Ферстаппена, это развязало руки McLaren в борьбе за титул. Однако в этом плане были и рискованные моменты, связанные с тем, насколько агрессивно Шарль Леклер пилотировал свою Ferrari. Монегаск атаковал достаточно мощно, чтобы не отставать от британца. Леклер, выжимая из болида 100%, показывал время круга, схожее с темпом экономящего резину Норриса, ехавшего примерно на 80% своих возможностей.
Но преимущества бережного обращения Ландо Норриса с шинами не проявились в полной мере, так как ему пришлось сменить резину раньше запланированного. Джордж Расселл, ехавший в паре секунд позади Шарля Леклера, попытался совершить раннюю подрезку (undercut) на 14-м круге из 58, вынудив Скудерию и Норриса ответить парой кругов позже, чтобы защитить позицию.
Это произошло до того, как Ландо Норрис успел создать отрыв, достаточный для проведения «чистого» пит-стопа, поэтому он вернулся на трассу в трафик средней группы. В числе соперников оказалась — что добавило остроты — другая машина Red Bull под управлением Юки Цуноды, ехавшего на Hard в рамках очевидной стратегической поддержки Макса Ферстаппена.
Виляние Юки Цуноды на задней прямой не помешало Ландо Норрису совершить обгон, тем более что британец уже провел решительные атаки на другие, более медленные машины, которые еще не останавливались в боксах. Это вернуло его в первую тройку, примерно в шести секундах от Макса Ферстаппена после того, как последний провел свой пит-стоп. Ситуация оказалась немного сложнее, чем могла бы быть, но Норрис полностью контролировал ход событий.
Оскар Пиастри лидировал еще 18 кругов на комплекте Hard и уже собирался заезжать в боксы, когда пит-стоп пришлось отложить на круг. Команде нужно было обслужить Ландо Норриса, чтобы купировать очередную угрозу со стороны Шарля Леклера, поскольку Ferrari зазвала его во второй раз. Вторая остановка позволила спокойно едущему Норрису остаться впереди Ferrari, но отбросила его позади напарника, которого он в противном случае опередил бы после возвращения австралийца на трассу.
Относительная разница в возрасте шин Макса Ферстаппена (30 кругов за пять кругов до финиша) и пилотов McLaren означала, что Оскар Пиастри и Ландо Норрис были более чем на секунду быстрее, но находились слишком далеко позади, чтобы это имело значение. Получив указание не слишком активно преследовать напарника, Норрис сбавил темп и спокойно довел гонку до результата, который навсегда изменит его статус.
То, как Шарль Леклер выжимал максимум из ограниченных возможностей Ferrari, финишировав четвертым и держа Ландо Норриса в зоне видимости, стало сенсационным выступлением. Mercedes Джорджа Расселла с гранулированием шин отстал к финишу на пятом месте, но остался вне досягаемости Aston Martin Фернандо Алонсо. Испанец прибавил в конце на случай, если Льюису Хэмилтону удалось бы пройти Haas Эстебана Окона, идущего седьмым. Но Окон оборонялся безупречно.
Несмотря на удручающий уик-энд, Льюис Хэмилтон одним из первых нашел Ландо Норриса, чтобы поздравить его.