Подробный анализ: может ли Норрис обогнать Ферстаппена и стать чемпионом 2024 года
Макс Ферстаппен удерживает лидерство в чемпионате мира Формулы-1 2024 года с отрывом в 70 очков от Ландо Норриса перед последними девятью гонками сезона. Но может ли британский пилот совершить одно из величайших возвращений в истории спорта и обогнать трехкратного чемпиона мира? В этой статье мы рассмотрим возможные сценарии и проведем параллели с прошлыми сезонами, чтобы понять, есть ли у Ландо шанс на титул.
Ландо Норрис стремится к своему первому титулу чемпиона мира, преследуя Макса Ферстаппена, который лидирует в чемпионате с отрывом в 70 очков. Перед итальянским Гран-при британский пилот находится на второй позиции в личном зачете. Норрису предстоит преодолеть значительный разрыв, но математически он все еще может победить, особенно если учесть, как Себастьян Феттель в свое время совершал чудеса на трассе.
Перед ним девять гонок и три спринта, что дает ему шансы на одно из самых впечатляющих возвращений в истории Формулы-1 при текущей системе начисления очков (25-18-15-12-10-8-6-4-2-1), введенной в 2010 году. С тех пор, за исключением сезона 2021 года, Формула-1 пережила три эры доминирования: сначала Red Bull с 2010 по 2013 годы, затем Mercedes с 2014 по 2020 годы, и снова Red Bull с 2022 года по настоящее время. Вопрос в том, сможет ли McLaren прервать это доминирование, хотя бы в Кубке Конструкторов.
Однако, даже в эти эры доминирования, когда борьбы за титул было немного, выделяются два сезона, которые могут вдохновить Ландо. Это возвраты Себастьяна Феттеля в 2010 и 2012 годах, которые, пожалуй, являются одними из самых запоминающихся выступлений за последние 14 лет, за исключением, конечно, сезона 2021 года.
В 2010 году Себастьян Феттель завоевал свой первый из четырех титулов чемпиона мира в составе Red Bull в неожиданной манере. Перед последней гонкой в Абу-Даби главным фаворитом был Фернандо Алонсо с восьмиочковым преимуществом над Марком Уэббером и пятнадцатью очками над Феттелем. Однако команда Ferrari сосредоточилась на защите позиции Алонсо от Уэббера, что в конечном итоге позволило Себастьяну выиграть чемпионат.
Этот сезон был полон взлетов и падений, когда Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, однокомандники в McLaren, также участвовали в борьбе за титул. В какой-то момент, за шесть гонок до конца сезона, казалось, что Марк Уэббер станет чемпионом. Австралиец опережал Феттеля на 28 очков и Алонсо на 38. Однако Алонсо совершил впечатляющее возвращение, выиграв три гонки и заняв пять подиумов в шести гонках. Феттель последовал его примеру, также выиграв три гонки и четыре раза поднявшись на подиум, что позволило ему перед последней гонкой иметь математические шансы на титул, который он в итоге и завоевал.
В 2012 году, сезоне, который можно назвать более похожим на текущий, было семь разных победителей в первых семи гонках. Не было явного лидера по скорости: McLaren был самой быстрой машиной в целом, за ним следовал Red Bull, а на шаг позади находились Lotus и Ferrari. Но два пилота выделялись на фоне остальных: Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Феттель имел явное преимущество в машине по сравнению с Ferrari Алонсо, особенно в последние этапы сезона. Фернандо пришлось проявить свое мастерство, чтобы быть претендентом на титул и продемонстрировать одну из лучших последовательных гонок за весь сезон Формулы-1.
За десять гонок до конца сезона Алонсо опережал Феттеля на 44 очка. Однако столкновение с Роменом Грожаном в самом начале Гран-при Бельгии и прокол после легкого контакта с Кими Райкконеном на старте Гран-при Японии остановили его восхождение к третьему титулу после драматических событий в Абу-Даби в 2010 году. Себастьян Феттель и Red Bull не проявили жалости к соперникам в таких условиях и показали свой полный потенциал. Немец выиграл четыре гонки подряд и семь раз поднялся на подиум в восьми гонках, что позволило ему за семь этапов, после достижения максимального разрыва в 44 очка, выйти в лидеры с преимуществом в 13 очков над Алонсо за три гонки до конца.
Основываясь на этих данных, Ландо Норрису стоит вдохновляться этими положительными примерами Red Bull и Себастьяна Феттеля в 2010 и 2012 годах. Интересно, что с последними обновлениями в Зандворте, похоже, что McLaren сейчас имеет самую быструю машину на трассе, независимо от характеристик трассы, что напоминает ситуацию с Red Bull во второй половине сезона 2012 года.
С учетом 70 очков разницы, девяти Гран-при и трех спринтов, есть основания полагать, что борьба за чемпионский титул между Ферстаппеном и Норрисом еще не окончена. Максимальный разрыв в очках между ними был зафиксирован после британского Гран-при, когда разница составила 84 очка. Норрису удалось сократить отставание на 14 очков в последних трех гонках. Это средний показатель, который пока не в пользу Норриса, так как при таком темпе он завершит чемпионат на 24 очка позади Ферстаппена.
Несомненно, Ландо нужно, чтобы McLaren был настолько хорош, чтобы побеждать в каждой гонке, включая спринты, и показывать лучшее время круга, чтобы рассчитывать только на себя и не зависеть от результатов Макса Ферстаппена, подходя к последней гонке в Абу-Даби с трехочковым отставанием от Макса и имея все шансы на победу. Идеальный сценарий для Ландо – это когда MCL38 будет на одном уровне или даже лучше, чем Red Bull, как это было в Зандворте, и когда Оскар Пиастри также будет иметь шансы финишировать впереди Макса Ферстаппена на регулярной основе. Это даст Норрису возможность немного расслабиться и уменьшить давление, зная, что ему не нужно выигрывать абсолютно все и рассчитывать только на себя.
Еще одним важным моментом является то, что, несмотря на отставание в машине, Макс Ферстаппен делает очень мало ошибок в этом году. Начав сезон с уверенного доминирования и после того, как стало очевидно, что McLaren имеет лучшую машину, Макс не сдался и сумел преодолеть трудности, минимизируя потери и всегда оставаясь в борьбе, даже в Зандворте с машиной, которая была очень трудна в управлении.
Но зная, что Ландо зависит от самого себя и ему предстоит почти идеальное возвращение, он не должен расслабляться. Ферстаппен же знает, что с его обычным стилем вождения и без больших проблем он по-прежнему остается главным фаворитом на победу в чемпионате мира 2024 года и может стать четырехкратным чемпионом