История борьбы пилотов Формулы-1 с FIA
История Формулы-1 полна примеров, когда пилоты оказывались в оппозиции к FIA — организации, регулирующей гоночные правила. Споры между пилотами и FIA на разных этапах существования спорта касались как вопросов безопасности, так и новых ограничений. Сегодня эти конфликты продолжаются, и Макс Ферстаппен — один из последних гонщиков, оказавшихся в центре таких разногласий.
На выходных Гран-при Сингапура много обсуждалось решение FIA наказать Макса Ферстаппена за нецензурную лексику на пресс-конференции, что практически сразу вызвало протест со стороны самого Ферстаппена. Однако подобные конфликты между пилотами и управляющими органами Формулы-1 — явление, известное уже многие десятилетия.
С самого основания Формулы-1 в 1950 году ее правила никогда не были приняты всеми участниками безоговорочно. Примером может служить бойкот Ferrari первого Гран-при Великобритании из-за недовольства призовым фондом. Однако именно в 1970-е годы пилоты начали активно вмешиваться в споры с FIA, требуя изменений.
В конце 1960-х годов технологии в Формуле-1 сделали огромный скачок вперед, и болиды становились все быстрее благодаря новшествам в аэродинамике и конструкции. Однако трассы не всегда успевали за этими изменениями. Нюрбургринг, Спа-Франкошам, Зандворт и Монжуик стали объектом серьезной критики за недостаточную подготовку к новым стандартам безопасности.
В этот период Джекки Стюарт и другие пилоты объединились, чтобы продвигать важные улучшения безопасности: установку барьеров, асфальтирование трасс, добавление шикан и создание более качественных медпунктов. Некоторые трассы, такие как Спа и Нюрбургринг, были настолько длинными, что на них было невозможно разместить достаточное количество маршалов, а покрытие Зандворта и Монжуика начало разрушаться.
Эти ранние протесты были направлены в первую очередь на улучшение безопасности, но в 1980-е и 1990-е годы пилоты стали выступать против попыток FIA ограничить их возможности на трассе. В 1982 и 1995 годах FISA (тогдашний регулирующий орган F1) попыталась ввести новые правила для суперлицензий пилотов, что вызвало волну недовольства среди гонщиков.
В 1982 году, перед Гран-при Южной Африки, Ники Лауда и Дидье Пирони организовали своеобразный протест среди гонщиков против новых положений суперлицензий, которые привязывали пилота к одной команде на срок до трёх лет. Все 30 пилотов отказались покидать свои номера в отеле, пока правило не было отменено.
В 1995 году FIA вновь попыталась ввести ограничения для гонщиков, требуя участия в рекламных мероприятиях и ограничивая их право на критику Формулы-1. Хотя бойкота в тот раз не произошло, угроза протестов вынудила FIA внести изменения в свои правила до начала сезона.
Сегодня, хотя гонки остаются опасными, современные протесты пилотов больше касаются их личной свободы выражения. В конце 2022 года FIA запретила гонщикам делать "политические, религиозные или личные" заявления без предварительного согласования, что ограничивало возможности Льюиса Хэмилтона носить майки с лозунгами вроде "Арестуйте полицейских, убивших Бреонну Тейлор". Себастьян Феттель также оказался под ударом, выступая против экологических проблем и других социальных вопросов.
В 2023 году внимание было направлено на более личные вопросы, такие как запрет ношения ювелирных украшений во время гонок. Льюис Хэмилтон, известный своими пирсингами, открыто заявил, что готов пропустить гонку в Майами, если его накажут за ношение украшений.
Эти случаи демонстрируют, что гонщики Формулы-1 продолжают бороться за свои права, даже если речь идёт о, казалось бы, незначительных правилах. Макс Ферстаппен оказался в центре последнего конфликта с FIA, когда получил предупреждение за нецензурные высказывания на пресс-конференции.