Выпускники молодежной программы Red Bull: как сложились их карьеры
Молодежная программа Red Bull, созданная под руководством Хельмута Марко, стала самым успешным проектом по развитию молодых талантов в истории Формулы-1. Несмотря на жесткий подход "пан или пропал", оставивший свой след на карьерах многих гонщиков, именно эта программа дала миру таких звезд как Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен. Рассмотрим судьбы наиболее ярких выпускников этой программы - от первых попыток до современных звезд.

Кристиан Клин
F1 2004-2006, 2010
Молодой австрийский талант естественно вызвал большой интерес в коридорах штаб-квартиры Red Bull в Фушль-ам-Зее, живописном озерном городке к востоку от Зальцбурга. Поскольку Энрике Бернольди не смог произвести впечатление в Формуле-1, Клина быстро продвинули через младшие серии. Он пришел в Формулу-1 в 2004 году, имея лишь несколько побед в гонках и один титул в немецкой Формуле-Рено.
Клин стал напарником Марка Уэббера в Jaguar Racing в последние дни команды, чья материнская компания отчаянно пыталась избавиться от всего этого сомнительного предприятия. Ужасный болид R5 позволил набрать всего 10 очков за сезон, только три из которых заработал Клин на Гран-при Бельгии, где финишировали лишь 11 машин, и где он столкнулся с Дэвидом Култхардом, защищая свою позицию.
В ноябре того же года Red Bull приобрел активы Jaguar Racing за символическую сумму в 1 фунт стерлингов.
В сценарии, который станет знакомым для многих юниоров Red Bull в будущем, Клин уже находился "под наблюдением" в 2005 году, разделяя второе место рядом с лидером команды Култхардом (неловко, учитывая события в Бельгии-2004) с другим протеже Red Bull, Витантонио Лиуцци. Болид RB1, унаследованный от Jaguar, был в лучшем случае работоспособным, но Клин сделал достаточно, чтобы остаться в кокпите на оставшуюся часть сезона после четырехгоночной передачи места Лиуцци в начале года.
Вопреки широко распространенным ожиданиям, Клина оставили на 2006 год. Оснащенный двигателем Ferrari RB2 был ужасен - новый технический директор Эдриан Ньюи осмотрел его, содрогнулся от отвращения и удалился к своему чертежному столу. В течение сезона нарастали слухи о замене Клина; его ответом было заявление, что под угрозой находится Култхард, а не он.
Поэтому, должно быть, стало сюрпризом, когда после Гран-при Италии Клину предложили выбор: оплаченное место в Champ Car или выход. Он выбрал последнее и был заменен тест-пилотом Робертом Дорнбосом за предполагаемые 15 миллионов евро.
Это было дорогое трехгоночное камео, поскольку спонсор Дорнбоса, Харри Мюрманс, позже преследовал его через суды, утверждая, что деньги были займом, а не спонсорством. Клин упорно продолжал держаться в режиме ожидания в течение трех сезонов работы тест-пилотом в Формуле-1, прежде чем провести три гонки в 2010 году в увядающей команде Hispania. Затем его ждали гонки GT и WEC.
Патрик Фризахер
F1 2005
Если вы посетите трек-день на Red Bull Ring, вам может посчастливиться получить в качестве инструктора общительного Патрика Фризахера. Он является исключением в этом списке, поскольку был исключен из молодежной программы Red Bull до достижения Формулы-1, но позже вернулся в семью - хотя и не как один из ее претендентов на место в Ф1.
Фризахер перешел в Формулу-3000, поддерживающую серию Формулы-1 в то время, в 2001 году с командой Хельмута Марко, но после трех сезонов с всего одной победой, ему в конце 2003 года предложили выбор между Formula Nippon или уходом. Он нашел собственных спонсоров, чтобы продолжить выступления в Формуле-3000 в следующем сезоне, и начал 11 Гран-при с Minardi в 2005 году, прежде чем у него закончились деньги, и его заменил Роберт Дорнбос.
Травма спины во время тестов A1GP прервала его карьеру в гонках с открытыми колесами, но он ненадолго вернулся за руль в American Le Mans Series в 2008 году и часто появляется на демонстрационных заездах Red Bull параллельно со своей работой на австрийской трассе.
Витантонио Лиуцци
F1 2005-2011
Один из тех загадочных талантов, которые ярко сияли в младших сериях, но споткнулись, достигнув высшего уровня, Витантонио Лиуцци получал поддержку Red Bull во время выступлений в Формуле-3000, где он доминировал в сезоне 2004 года с командой Arden Кристиана Хорнера, выиграв семь из десяти гонок и лишь раз финишировав вне подиума.
К этому моменту Лиуцци уже привлек внимание Williams. В конце 2001 года, в возрасте 19 лет, Лиуцци опередил не кого-нибудь, а Михаэля Шумахера почти на минуту в картинговой гонке на домашней трассе Шумахера в Керпене. Среди 5000 зрителей был Джонатан Уильямс, сын Фрэнка, и год спустя Лиуцци тестировал болид Williams F1 после победы в чемпионате мира по картингу.
Четырехгоночное появление за Red Bull в 2005 году предвещало полноценное место на 2006 год, когда империя энергетических напитков поглотила увядающую команду Minardi и переименовала ее в Scuderia Toro Rosso. Там он заработал репутацию быстрого, но склонного к ошибкам пилота; циники отмечали, что ему бы лучше удавалось, если бы он меньше времени тратил на выбор модной одежды и перестал пытаться управлять болидом Формулы-1 как картом.
Однако, разгуливая по паддоку в своих нарядах, Лиуцци лишь выполнял указания руководства отражать имидж Red Bull как компании, устраивающей шумные вечеринки. Проклят, если делаешь, проклят, если не делаешь.
Палец доктора Марко вскоре начал нависать над спусковым крючком, и Лиуцци оказался в положении, когда был неправ всегда, как показал случай в Монако, где его раскритиковали за аварию в повороте Массне, хотя на самом деле его вытолкнул Дэвид Култхард.
К середине 2007 года ходили разговоры, что либо Лиуцци, либо его напарник Скотт Спид - или оба - будут вскоре заменены. Это произошло, когда в августе чемпион Champ Car Себастьен Бурдэ был объявлен одним из пилотов на 2008 год, а Спида заменил Себастьян Феттель.
После 18 месяцев вне Формулы-1 Лиуцци вернулся в конце 2009 года, заняв место Джанкарло Физикеллы в Force India, когда Физи перешел в Ferrari вместо неудачливого Луки Бадоера. В начале сезона 2011 года его рассматривали как возможную замену травмированному Роберту Кубице в Renault, но он уступил место Нику Хайдфельду; оказавшись в умирающей команде Hispania, он исчез из Формулы-1 в конце года, проведя еще шесть сезонов в эклектичной коллекции других категорий.
Впоследствии он работал стюардом FIA.