Гран-при Китая стал рекордным по количеству дисквалификаций за 21 год
Гран-при Китая 2025 года войдёт в историю Формулы-1 как одно из самых необычных событий последних лет. Три пилота были дисквалифицированы после финиша, что стало самым большим числом подобных случаев за 21 год. Оскар Пиастри одержал уверенную победу, а Ferrari столкнулась с серьёзным ударом из-за проблем с техническими регламентами. Этот уик-энд подарил фанатам не только яркие эмоции, но и массу неожиданных поворотов. Разбираем, что произошло на трассе в Шанхае.

На прошедшем Гран-при Китая дирекция гонки дисквалифицировала сразу трёх пилотов — такого количества исключений из итогового протокола не было более двух десятилетий. Оба гонщика Ferrari, Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер, а также Пьер Гасли из Alpine лишились своих результатов после того, как их машины не прошли проверку на соответствие техническим регламентам.
Чтобы найти аналогичный случай, нужно вернуться к Гран-при Канады 2004 года. Тогда сразу четыре пилота — по два от Williams и Toyota — были дисквалифицированы. Хуан Пабло Монтойя и Ральф Шумахер, а также Оливье Панис и Кристиано да Матта потеряли финиши из-за одинакового нарушения: размеры передних тормозных воздуховодов на их болидах не соответствовали правилам.
Обычно, когда оба пилота одной команды дисквалифицируются, причина у них общая — технический дефект, выявленный на одной машине, часто присутствует и на второй. Так было, например, с Haas на квалификации в Монако в прошлом году. Однако на Гран-при Китая с Ferrari ситуация оказалась иной: болид Шарля Леклера оказался слишком лёгким, а у Льюиса Хэмилтона не прошла проверку планка днища.
Подобный случай, когда команда теряла обоих пилотов по разным причинам, последний раз происходил почти 30 лет назад. На Гран-при Европы 1996 года, проходившем на Нюрбургринге, команда Tyrrell столкнулась с двойной дисквалификацией: машину Мики Сало признали недостаточно тяжёлой, а Укио Катаяму исключили за получение внешней помощи — его болид толкнули для старта во время гонки.
Для Ferrari эта двойная дисквалификация стала настоящим ударом, особенно после удачного начала уик-энда. Льюис Хэмилтон выиграл свою первую спринт-гонку в истории команды, что принесло ему 9 очков вместо одного, если бы он рассчитывал только на основную гонку.
Победу в главном заезде одержал Оскар Пиастри, стартовавший с поул-позиции. Это стала третья победа австралийца в Гран-при, что позволило ему сравняться по этому показателю с десятью другими пилотами, включая Джорджа Расселла, лишившегося триумфа на Спа в прошлом году из-за дисквалификации. Среди тех, у кого также три победы, — Майк Хоторн, Питер Коллинз, Фил Хилл, Дидье Пирони и Тьерри Бутсен. Отдельно стоит упомянуть Джонни Херберта, Хайнца-Харальда Френтцена и Джанкарло Физикеллу — их имена особенно выделяются после недавней утраты бывшего руководителя команды Эдди Джордана: Херберт выиграл британскую Формулу-3 для него в 1987 году, Френтцен провёл сильный сезон 1999 года с двумя победами, а Физикелла принёс команде её первый и последний успех в Интерлагосе в 2003 году.
Оскар Пиастри уже дважды брал поул в спринт-гонках, а в прошлом году впервые получил поул-позицию в Гран-при. Это сделало его 106-м пилотом в истории Формулы-1, добившимся такого результата (официально их 107, включая Кевина Магнуссена, который взял поул для спринта в Интерлагосе в 2022 году, но не для Гран-при). В Шанхае пилот McLaren установил рекорд трассы — 1’30.641. Этот результат побил прежний рекорд, державшийся с 2004 года, лишь во второй раз: ранее это удалось Себастьяну Феттелю в 2018 году.
Рекорд круга в гонке, установленный Михаэлем Шумахером в 2004 году (1’32.238), остаётся непревзойдённым. Льюис Хэмилтон изначально показал самый быстрый круг на Гран-при Китая, приблизившись к достижению Шумахера, но после дисквалификации это звание перешло к Ландо Норрису.
Пиастри привёл McLaren к 50-му финишу один-два в истории команды. Больше таких результатов только у Ferrari (87) и Mercedes (60). Оба финиша один-два с участием Пиастри и Норриса возглавлял именно он. Больше всего подобных успехов у McLaren было с Айртоном Сенной и Аленом Простом — 14 за два года. Мика Хаккинен и Дэвид Култхард добились 13 таких финишей за шесть лет совместных выступлений.
Три дисквалификации подарили Haas второй лучший результат в истории команды. Эстебан Окон поднялся на пятое место — это их лучший индивидуальный финиш с Гран-при Бахрейна 2022 года, когда Кевин Магнуссен стал пятым, а Оливер Берман занял восьмое место. Лучший результат Haas остаётся четвёртым местом Ромена Грожана и пятым Кевина Магнуссена на Гран-при Австрии 2018 года.
Haas и Racing Bulls заработали первые очки в сезоне, причём для последних это были первые очки под новым названием. Alpine остаётся единственной командой без очков после двух гонок.
Изменения в итоговом протоколе подняли Карлоса Сайнса-младшего на 10-е место, что принесло ему первое очко за Williams. Это напоминает ситуацию с Логаном Сарджентом, который также набрал своё первое (и единственное) очко за Williams после дисквалификации Леклера и Хэмилтона на Гран-при США 2023 года.
Ещё до дисквалификаций Александр Албон сравнялся со своим общим количеством очков за 2024 год всего за две гонки. Теперь у него 16 очков.
Два пилота прервали свои серии по опережению напарников в квалификациях: Юки Цунода уступил Исааку Хаджару после девяти гонок подряд, а Оскар Пиастри впервые за восемь этапов обошёл Ландо Норриса. Фернандо Алонсо опередил Лэнса Стролла в квалификации 14-го Гран-при подряд — это самая длинная текущая серия среди всех пилотов. Однако в спринт-квалификации Стролл оказался быстрее.
Алонсо остаётся единственным гонщиком, ещё не финишировавшим в Гран-при в этом сезоне. Однако Лиам Лоусон, дебютировавший за Red Bull, занял лишь 12-е место в своей первой гонке, хотя этот результат был улучшен благодаря штрафам впереди (помимо трёх дисквалификаций, Джек Дуэн получил 10-секундный штраф). Лоусон может утешиться тем, что его дебют оказался лучше, чем у Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккардо: оба не были классифицированы в своих первых двух гонках за Red Bull, причём Риккардо был дисквалифицирован в Мельбурне.