Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 18, июль

В 10-ю годовщину смерти Жюля Бьянки вспоминаем его выступление на Гран-при Монако 2014 года

В 2025 году исполняется 10 лет с момента трагической гибели Жюля Бьянки, талантливого гонщика Формулы-1, чья карьера оборвалась слишком рано. Его невероятное выступление на Гран-при Монако 2014 года, где он принес первые очки команде-аутсайдеру Marussia, навсегда вошло в историю автоспорта. Вместе с Максом Чилтоном, его напарником по команде, мы возвращаемся к тем ярким моментам, чтобы вспомнить мастерство Бьянки и его вклад в Формулу-1.

В 10-ю годовщину смерти Жюля Бьянки вспоминаем его выступление на Гран-при Монако 2014 года

В 10-ю годовщину ухода Жюля Бьянки из жизни мы оглядываемся на его наследие в Формуле-1 и тот знаковый уикенд в Монако, когда он принес команде Marussia первые очки. В 2014 году молодой и амбициозный Жюль Бьянки показал выдающееся мастерство на узких улочках Монте-Карло, подарив команде-аутсайдеру исторический результат. Этот момент стал особенно значимым, учитывая трагедию, произошедшую чуть более года спустя на Гран-при Японии 2014 года. Мы поговорили с его бывшим напарником по Marussia Максом Чилтоном, чтобы узнать подробности того уикенда и понять, каким был Бьянки в и вне болида.

Пути Бьянки и Чилтона в автоспорте пересеклись задолго до их совместной работы в Marussia. Оба начинали карьеру, как и многие гонщики, с картинга, бороздя трассы Европы и стараясь выделиться среди конкурентов. Бьянки, начавший управлять картом еще в раннем детстве, буквально жил на трассе, принадлежавшей его отцу. Он доминировал в соревнованиях, привлекая внимание ключевых фигур автоспорта.

Чилтон и Бьянки впервые стали напарниками в картинговой команде Maranello Kart. Уже тогда Макс понял, что Жюль — будущая звезда. 

"Когда тебе 11 или 12 лет, ты смотришь на таких, как на чемпионов Формулы-1, — вспоминает Чилтон. — Жюль был тем, с кем нужно было соперничать. Я всегда знал, что он невероятно талантлив. Он начал гоняться в картинге с трех или четырех лет, у него был огромный опыт, и он был просто великолепен".

Чилтон перешел в формульные серии раньше, выступая в британской T Cars в 2005 и 2006 годах, тогда как Бьянки продолжал оттачивать мастерство в картинге. В 2007 году Жюль дебютировал во французской Формуле Renault 2.0 и сразу завоевал титул. Их пути вновь пересеклись в 2009 году на этапе Формулы Renault 3.5 в Монако, а затем в британской Формуле-3. Позже Бьянки финишировал третьим в основном чемпионате GP2 и вторым в азиатской серии в 2011 году, а Чилтон занял четвертое место в GP2 в 2012 году. Оба гонщика были на пороге Формулы-1.

Бьянки, которого с юности вел менеджер Николя Тодт, стал частью молодежной программы Ferrari и провел несколько тестов за Force India. Чилтон тоже получил шанс попробовать себя в Формуле-1 на молодежных тестах с этой командой. В 2013 году судьба свела их в Marussia, команде, которая боролась в хвосте пелотона вместе с Caterham. Чилтон вспоминает, как вместо Жака Вильнёва, чье появление обсуждалось, в Барселоне неожиданно появился Бьянки в окружении сотрудников Ferrari. 

"Слухи ходили, что будет Жак, но этого не произошло, — говорит Чилтон. — Потом говорили про Луиша Разию, с которым я выступал в GP2. Но вдруг появился Жюль, и это стало началом истории. Он сразу показал невероятные времена на круге".

В 2013 году Бьянки чаще опережал Чилтона, лидируя в борьбе Marussia против Caterham. 

"Первый год был тяжелым, он побеждал меня чаще, — признается Чилтон. — Но когда я его обходил, это было эпично. Я усердно готовился к сезону 2014, тренировался каждый день, стал физически сильнее. В предсезонных тестах я был быстрее, и в 2014 году борьба стала более равной".

Кульминацией 2014 года для Бьянки и Marussia стал Гран-при Монако. Команда перешла на двигатели Ferrari, но осталась в хвосте пелотона. Бьянки, родившийся в Ницце, недалеко от Монте-Карло, показал выдающийся результат. В финальной практике он финишировал 17-м, опередив Пастора Мальдонадо из Lotus и Эстебана Гутьерреса из Sauber. В квалификации он был быстрее всех в борьбе Marussia и Caterham, но из-за штрафа за замену коробки передач стартовал последним. Однако в гонке Бьянки совершил чудо: к пятому кругу он поднялся на 15-е место, а к 60-му вошел в очковую зону. Несмотря на штраф за неправильную позицию на стартовой решетке, он удерживал 10-е место, а после столкновения Кими Райкконена из Ferrari и Кевина Магнуссена из McLaren поднялся на восьмое. В финале гонки Бьянки не смог создать отрыв от Ромена Грожана из Lotus, чтобы компенсировать второй штраф, но девятое место стало триумфом для Marussia.

"Уличные трассы всегда были моей сильной стороной, но в тот уикенд я не мог добиться от болида нужного поведения, — делится Чилтон. — Жюль же был великолепен. Это была его домашняя гонка, и он выложился на полную. Очки гарантировали нам победу над Caterham в зачете, что для нашей машины было почти невозможно. Я праздновал с командой, но внутри думал: «Хотел бы я быть на его месте». Через два дня руководитель команды Джон Бут позвонил и сказал, что на моем болиде были установлены неподходящие пружины, из-за чего баланс был нарушен".

Чилтон признает, что Бьянки заслужил этот результат. Его обгон Камуи Кобаяси из Caterham на внешней траектории в повороте La Rascasse стал ключевым. 

"Он сделал это сам, — подчеркивает Чилтон. — Если бы там был не он, очков бы не было. Я бы не пошел на такой маневр, это не мой стиль. Жюль был прирожденным гонщиком, и тот обгон показал его характер".

Работа с Бьянки многому научила Чилтона. 

"Его техника торможения была идеальной, — говорит Макс. — Он находил идеальную траекторию, словно лыжник на склоне. Я многому научился, изучая его данные, и стал смелее в борьбе колесо в колесо. Без Жюля я бы не стал таким гонщиком".

Трагедия на Гран-при Японии 2014 года оборвала жизнь Бьянки 17 июля 2015 года. Ему было всего 25. 

"Я думаю о Жюле почти каждую неделю, — говорит Чилтон с заметной грустью. — Его смерть напомнила, как важно ценить жизнь. На его похоронах было много гонщиков. Он был предназначен для великих дел, и мне так хотелось бы увидеть, чего бы он достиг".

Наследие Бьянки живет в Шарле Леклере, его крестнике и протеже в картинге, который дебютировал в Формуле-1 с Sauber, а затем перешел в Ferrari, где побеждал и брал поулы. 

"Я никогда не встречал Шарля, но для меня он — это Жюль, — делится Чилтон. — Его внешность, стиль вождения, даже команда — все напоминает Жюля. То, что делает Шарль, — это то, что, я уверен, сделал бы Жюль".

Самое теплое воспоминание Чилтона о Бьянки связано с Гран-при Японии. 

"Во время парада гонщиков Жюль ехал за мной, — вспоминает Макс. — Он ненавидел холод и дождь и сказал: «Тебе это нормально, ты же британец!» Он сидел под зонтом, а я сфотографировал его, смеющегося. Это последнее воспоминание о нем. Жюль жил автоспортом и погиб, занимаясь любимым делом".
0 комментариев