Борьба за титул в Формуле-1: самые напряжённые сражения на экваторе сезона
Сезон Формулы-1 2025 года достиг середины, и борьба за чемпионский титул накаляется: Оскар Пиастри и Ландо Норрис идут почти ноздря в ноздрю, с разницей всего в восемь очков. Победа Норриса на Гран-при Великобритании сделала гонку за титул ещё более интригующей. История Формулы-1 знает немало подобных дуэлей, когда на экваторе сезона лидеры были разделены минимальным отрывом.

Сезон 2025 года в Формуле-1 достиг своего экватора, и борьба за чемпионский титул обещает быть жаркой. Победа Ландо Норриса на Гран-при Великобритании сократила отставание от лидера Оскара Пиастри до восьми очков. Это не первый случай, когда на середине сезона пилоты идут так близко друг к другу. Давайте вспомним, как развивались самые напряжённые дуэли за титул в истории Формулы-1.
1977 – Джоди Скеттер против Ники Лауды
Джоди Скеттер, имевший в активе четыре победы за три года в Tyrrell, в 1977 году перешёл в новую команду Wolf. Старт сезона оказался для него триумфальным: он выиграл дебютную гонку команды на Гран-при Аргентины.
В первой половине сезона Скеттер добавил к этому ещё три подиума и ещё одну победу, что позволило ему опережать Ники Лауду из Ferrari, выступавшего в первом полном сезоне после тяжёлой аварии на Гран-при Германии 1976 года, всего на одно очко после восьмого этапа из 17. Однако во второй половине сезона южноафриканец одержал лишь одну победу. Несмотря на несколько финишей в оч moo, Лауда выступал стабильнее, и австриец обеспечил себе титул за два этапа до конца сезона.
Лауда решил пропустить два заключительных Гран-при и покинул Ferrari. Скеттер завершил сезон с отставанием в 17 очков от Лауды, но в 1979 году всё же стал чемпионом мира, выступая за Scuderia Ferrari.
2016 – Нико Росберг против Льюиса Хэмилтона
После того как Mercedes доминировала с введением турбогибридных двигателей в 2014 году, чемпионат превратился в борьбу между её пилотами. Льюис Хэмилтон обыграл Нико Росберга в 2014 и 2015 годах, но в 2016-м немец был полон решимости изменить ситуацию.
Росберг начал сезон с четырёх побед подряд. Однако после столкновения с Хэмилтоном на пятом этапе в Испании Льюис также одержал несколько побед, и после 10-го этапа из 21 отставание Хэмилтона от напарника составляло всего одно очко.
Шансы Хэмилтона на четвёртый титул пошатнулись на 16-м этапе в Малайзии, где отказ двигателя вынудил его сойти, что привело к потере значительного количества очков.
Хотя Хэмилтон выиграл четыре гонки подряд в конце сезона, этого не хватило, чтобы ликвидировать отставание. Росберг завоевал титул с преимуществом в пять очков, после чего объявил о завершении карьеры. Хэмилтон же затем выиграл четыре чемпионата подряд с 2017 по 2020 год.
1983 – Ален Прост против Нельсона Пике
В своём четвёртом сезоне в Формуле-1 и третьем за Renault Ален Прост в 1983 году выглядел явным претендентом на титул. К седьмому этапу из 15 француз стал единственным пилотом с несколькими победами, выиграв Гран-при Франции и Бельгии.
Это позволило ему лидировать в чемпионате, опережая чемпиона 1981 года Нельсона Пике, победившего на стартовом Гран-при Бразилии, всего на одно очко.
Прост сохранял лидерство перед финальным этапом в Южной Африке, опережая Пике на два очка. Стартовав с пятой позиции, француз пробился на третью, но на 35-м круге из 77 турбонаддув его Renault отказал, и он выбыл из гонки.
Пике финишировал третьим, что позволило бразильцу завоевать второй из своих трёх чемпионских титулов, опередив Проста на два очка.
1956 – Стирлинг Мосс против Питера Коллинза
На экваторе сезона 1956 года Питер Коллинз из Ferrari и Стирлинг Мосс из Maserati делили лидерство с 11 очками. Их напарники — Жан Бера и Хуан Мануэль Фанхио — занимали третье и четвёртое места соответственно.
Однако перед восьмым и финальным этапом Мосс выбыл из борьбы за титул, а Фанхио опережал Коллинза и Бера на восемь очков.
На решающем Гран-при Италии шансы Фанхио на третий подряд титул казались потерянными из-за проблем с рулевым управлением, что открыло Коллинзу путь к первому чемпионству.
Но Коллинз совершил невероятный поступок. В ту эпоху пилотам разрешалось передавать свои машины напарникам, и британец отдал свой болид Фанхио. Аргентинец финишировал вторым и завоевал титул.
2008 – Льюис Хэмилтон против Фелипе Массы и Кими Райкконена
В 2007 году Льюис Хэмилтон уступил титул Кими Райкконену всего на одно очко в своём дебютном сезоне. В следующем году они, вместе с Фелипе Массой, вновь боролись за чемпионство, набрав по 48 очков после девятого этапа из 18.
Во второй половине сезона Райкконен выбыл из борьбы из-за серии сходов. Но Масса из Ferrari оставался в игре против Хэмилтона из McLaren, и судьба титула решилась на финальном Гран-при Бразилии.
Хэмилтон опережал Массу на семь очков перед гонкой. Масс мог стать чемпионом, если бы Хэмилтон финишировал шестым или ниже. Драматичная гонка завершилась победой Массы, и на несколько секунд он казался чемпионом.
Но Хэмилтон, шедший шестым, на последнем круге обогнал Тимо Глока из Toyota, поднявшись на пятое место и завоевав свой первый титул с преимуществом в одно очко над Массой.