Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 12, август

Шумахер и испытание Стига: история смелости на трассе

В 1992 году Перри Маккарти, будущий Стиг из Top Gear, получил шанс испытать болид Benetton Михаэля Шумахера на трассе Сильверстоун. Эта история, полная риска и неожиданных поворотов, раскрывает не только характер Маккарти, но и коварство легендарного поворота Бридж, который стал настоящим испытанием для гонщиков Формулы-1.

Шумахер и испытание Стига: история смелости на трассе

В августе 1992 года журнал Car представил читателям Перри Маккарти под заголовком "Самый неудачливый пилот Гран-при Великобритании". На развороте журнала Маккарти, одетый в обычную одежду, но с гоночным шлемом, стоял у подножия лестницы, устремив взгляд вверх, где лестница терялась за краем страницы. Фотография символизировала его карьеру: всегда на пороге, но без возможности подняться выше. На следующей странице был портрет самого гонщика — возможно, намёк на его будущую роль Стига, анонимного пилота в телешоу Top Gear. Когда Маккарти раскрыл свою личность, чтобы продвинуть автобиографию "На полную, на мели", BBC уволила его и временно убрала персонажа из программы.

Статья, написанная талантливым журналистом Расселлом Булджином, рисовала ироничный, но сочувствующий портрет гонщика, который после долгих усилий и поисков спонсоров получил шанс в Формуле-1 — в составе откровенно слабой команды Andrea Moda. В сентябре 1992 года, когда номер журнала поступил в продажу, Маккарти участвовал в своём последнем уик-энде Гран-при. Несмотря на неудачи, у него были друзья и потенциальные спонсоры, которых привлекала его решительность и позитивный настрой, несмотря на скромный список достижений. Булджин, ранее работавший спортивным редактором журнала Motor, был одним из тех, кто поддерживал Маккарти.

"Я не поддерживал Перри, потому что считал его невероятно талантливым, новым Айртоном Сенной," — писал Булджин. "Я помогал ему, потому что он был единственным пилотом, который позвонил и попросил."

В том же 1992 году Михаэль Шумахер одержал свою первую победу на Гран-при в Спа. В тени этого события произошло предсказуемое закрытие команды Andrea Moda после ареста её владельца Андреа Сассетти по обвинению в мошенничестве. При знакомстве с чёрным болидом S291 Маккарти пошутил, что ему не хватает только латунных ручек, чтобы стать похожим на гроб. Во время практики на трассе Спа, когда из-за дефекта рулевого управления он врезался в стену на повороте Редийон, эта шутка едва не стала реальностью.

Сезон 1992 года запомнился доминированием Williams и Найджела Мэнселла на болиде FW14B с активной подвеской. Benetton тестировала свою версию подобной системы, но столкнулась с проблемой загрязнения гидравлической жидкости воздухом, что делало поведение машины непредсказуемым. Чтобы не рисковать репутацией технологии, Benetton поручил большую часть тестов Алессандро Дзанарди. Когда Дзанарди заболел и не смог участвовать в тестах на Сильверстоуне, менеджер команды Гордон Мессэдж срочно искал замену. Выбор пал на Маккарти.

Как рассказал Перри в подкасте F1 Beyond The Grid, он показал неплохую скорость, несмотря на минимальный опыт в Формуле-1 — его Andrea Moda едва проехала несколько кругов за весь сезон. Однако он совершил ошибку, спросив совета у Шумахера, как ехать быстрее.

"Я спросил Михаэля: 'Как ты проходишь круг?' И он подробно описал всю трассу," — вспоминал Маккарти.

По словам Перри, Шумахер не сказал ничего нового. 

"Я отвечал: 'Да. Да. Ага, ага. Точно. Да. Я тоже. Да.' Но потом Михаэль сказал: 'А поворот Бридж я прохожу на полном газу.' Я возразил: 'Нет, нет, нет. Я пробовал, но это не работает.'"

Шумахер настаивал: 

"Я прохожу этот поворот на полном газу."

В 1991–1993 годах поворот Бридж считался одним из самых сложных, наравне с комплексом О Руж-Редийон в Спа. Он требовал от пилотов максимальной смелости. Трасса Сильверстоун, принадлежавшая BRDC, долгое время боролась с проблемой скоростного прохождения поворота Вудкот, где в 1973 году из-за аварии Джоди Шектера 11 болидов не добрались до финиша. Попытки замедлить пилотов шиканой не увенчались успехом, и в 1991 году поворот Бридж стал частью нового участка трассы — скоростным правым поворотом с почти слепым входом и выходом, где трасса проходила под мостом.

"Там я куплю билет, чтобы посмотреть гонку," — сказал Мартин Брандл на презентации обновлённой трассы, как сообщал журнал Autosport.

Зрители, последовавшие совету Брандла, не пожалели о потраченных деньгах на Гран-при Великобритании. Андреа де Чезарис, блокировавший Айртона Сенну, разбил свой Jordan 191 из-за поломки подвески прямо перед Бриджем. Сатору Накадзима и Ален Прост едва избежали столкновения, подъехав к месту аварии на слепом подъёме. В 1994 году скорость на подходе к Бриджу снизили, добавив шикану в Эбби, но в 1992–1993 годах этот поворот был мерилом мастерства и храбрости.

"Это меня задело," — признавался Маккарти. "Я подумал: 'Если он может, то и я смогу.' Но внутри я кричал: 'Я не могу!' Я пытался, но машина слишком сильно скользила."

В итоге Перри собрался с духом и прошёл поворот на полном газу, удерживая болид на скорости около 290 км/ч, когда тот сорвался в занос. 

"Я чуть не наложил в штаны," — смеялся он. "Мои руки двигались быстрее, чем у Брюса Ли в фильмах про кунг-фу."

Вернувшись в боксы, Маккарти обратился к гоночному инженеру Шумахера, Пэту Саймондсу, с типичной отговоркой пилота:

"Пэт, проверь давление в шинах, что-то не так." Саймондс вернулся, присел рядом с болидом и с улыбкой сказал: "Ну, друг, похоже, у тебя там был небольшой момент, да?"

Маккарти всё отрицал, но телеметрия выдала правду. 

"Странно," — ответил Саймондс, — "телеметрия показывает, что ты был в заносе на 290 км/ч…"

"Это Михаэль! Он сказал, что проходит Бридж на полном газу, и я тоже попробовал," — оправдывался Маккарти. Саймондс рассмеялся: "Михаэль проходит Бридж на полном газу с лёгким баком и на квалификационных шинах. А ты был на использованных гоночных шинах и с половиной бака!"

Тогда Маккарти понял, что его провели.

"Сделал ли он это намеренно, не знаю," — говорил он. "Но он меня завёл. И я выглядел как идиот. Но так я был устроен: как гонщик, я стремился понять, почему он быстрее, хотя надо было доверять себе."

Карьера Маккарти в Формуле-1 вскоре угасла, несмотря на ещё один тест с Williams. Однако встреча с будущим чемпионом мира подарила ему яркие воспоминания и истории. Как писал Булджин в той статье 1992 года: 

"С Маккарти всегда что-то происходит. Он говорит: 'Кто-то там наверху здорово надо мной потешается.'"
0 комментариев