Шумахер и испытание Стига: история смелости на трассе
В 1992 году Перри Маккарти, будущий Стиг из Top Gear, получил шанс испытать болид Benetton Михаэля Шумахера на трассе Сильверстоун. Эта история, полная риска и неожиданных поворотов, раскрывает не только характер Маккарти, но и коварство легендарного поворота Бридж, который стал настоящим испытанием для гонщиков Формулы-1.

В августе 1992 года журнал Car представил читателям Перри Маккарти под заголовком "Самый неудачливый пилот Гран-при Великобритании". На развороте журнала Маккарти, одетый в обычную одежду, но с гоночным шлемом, стоял у подножия лестницы, устремив взгляд вверх, где лестница терялась за краем страницы. Фотография символизировала его карьеру: всегда на пороге, но без возможности подняться выше. На следующей странице был портрет самого гонщика — возможно, намёк на его будущую роль Стига, анонимного пилота в телешоу Top Gear. Когда Маккарти раскрыл свою личность, чтобы продвинуть автобиографию "На полную, на мели", BBC уволила его и временно убрала персонажа из программы.
Статья, написанная талантливым журналистом Расселлом Булджином, рисовала ироничный, но сочувствующий портрет гонщика, который после долгих усилий и поисков спонсоров получил шанс в Формуле-1 — в составе откровенно слабой команды Andrea Moda. В сентябре 1992 года, когда номер журнала поступил в продажу, Маккарти участвовал в своём последнем уик-энде Гран-при. Несмотря на неудачи, у него были друзья и потенциальные спонсоры, которых привлекала его решительность и позитивный настрой, несмотря на скромный список достижений. Булджин, ранее работавший спортивным редактором журнала Motor, был одним из тех, кто поддерживал Маккарти.
В том же 1992 году Михаэль Шумахер одержал свою первую победу на Гран-при в Спа. В тени этого события произошло предсказуемое закрытие команды Andrea Moda после ареста её владельца Андреа Сассетти по обвинению в мошенничестве. При знакомстве с чёрным болидом S291 Маккарти пошутил, что ему не хватает только латунных ручек, чтобы стать похожим на гроб. Во время практики на трассе Спа, когда из-за дефекта рулевого управления он врезался в стену на повороте Редийон, эта шутка едва не стала реальностью.
Сезон 1992 года запомнился доминированием Williams и Найджела Мэнселла на болиде FW14B с активной подвеской. Benetton тестировала свою версию подобной системы, но столкнулась с проблемой загрязнения гидравлической жидкости воздухом, что делало поведение машины непредсказуемым. Чтобы не рисковать репутацией технологии, Benetton поручил большую часть тестов Алессандро Дзанарди. Когда Дзанарди заболел и не смог участвовать в тестах на Сильверстоуне, менеджер команды Гордон Мессэдж срочно искал замену. Выбор пал на Маккарти.
Как рассказал Перри в подкасте F1 Beyond The Grid, он показал неплохую скорость, несмотря на минимальный опыт в Формуле-1 — его Andrea Moda едва проехала несколько кругов за весь сезон. Однако он совершил ошибку, спросив совета у Шумахера, как ехать быстрее.
По словам Перри, Шумахер не сказал ничего нового.
Шумахер настаивал:
В 1991–1993 годах поворот Бридж считался одним из самых сложных, наравне с комплексом О Руж-Редийон в Спа. Он требовал от пилотов максимальной смелости. Трасса Сильверстоун, принадлежавшая BRDC, долгое время боролась с проблемой скоростного прохождения поворота Вудкот, где в 1973 году из-за аварии Джоди Шектера 11 болидов не добрались до финиша. Попытки замедлить пилотов шиканой не увенчались успехом, и в 1991 году поворот Бридж стал частью нового участка трассы — скоростным правым поворотом с почти слепым входом и выходом, где трасса проходила под мостом.
Зрители, последовавшие совету Брандла, не пожалели о потраченных деньгах на Гран-при Великобритании. Андреа де Чезарис, блокировавший Айртона Сенну, разбил свой Jordan 191 из-за поломки подвески прямо перед Бриджем. Сатору Накадзима и Ален Прост едва избежали столкновения, подъехав к месту аварии на слепом подъёме. В 1994 году скорость на подходе к Бриджу снизили, добавив шикану в Эбби, но в 1992–1993 годах этот поворот был мерилом мастерства и храбрости.
В итоге Перри собрался с духом и прошёл поворот на полном газу, удерживая болид на скорости около 290 км/ч, когда тот сорвался в занос.
Вернувшись в боксы, Маккарти обратился к гоночному инженеру Шумахера, Пэту Саймондсу, с типичной отговоркой пилота:
Маккарти всё отрицал, но телеметрия выдала правду.
"Странно," — ответил Саймондс, — "телеметрия показывает, что ты был в заносе на 290 км/ч…"
"Это Михаэль! Он сказал, что проходит Бридж на полном газу, и я тоже попробовал," — оправдывался Маккарти. Саймондс рассмеялся: "Михаэль проходит Бридж на полном газу с лёгким баком и на квалификационных шинах. А ты был на использованных гоночных шинах и с половиной бака!"
Тогда Маккарти понял, что его провели.
Карьера Маккарти в Формуле-1 вскоре угасла, несмотря на ещё один тест с Williams. Однако встреча с будущим чемпионом мира подарила ему яркие воспоминания и истории. Как писал Булджин в той статье 1992 года: