Почему напариники Окон-Берман в Haas избежали конфликтов
В Формуле-1 напряжённые отношения между напарниками по команде могут стать настоящей головной болью для руководства. Однако в сезоне 2025 года пара Эстебана Окона и Оливера Бермана в Haas доказывает, что даже потенциально взрывоопасный дуэт может работать слаженно. Руководитель команды Аяо Комацу делится секретами успеха, основанными на доверии, уважении и прозрачности.

Пара пилотов, которая могла стать одной из самых конфликтных в Формуле-1 2025 года, пока избегает напряжения — отчасти благодаря неожиданному подходу, вдохновлённому гонщиком, чей уход сформировал нынешний состав Haas.
Эстебан Окон присоединился к Haas с репутацией пилота, склонного к натянутым отношениям с напарниками. В Force India он неоднократно сталкивался с Серхио Пересом на трассе, а пятилетний период в Renault/Alpine завершился разрывом за гонку до конца сезона 2024 года. Время, проведённое в Alpine, запомнилось эпизодами напряжения с Фернандо Алонсо и Пьером Гасли. В Haas Окон стал напарником Оливера Бермана, ведущего протеже Ferrari, который уже показал свой потенциал, выступая за Haas в двух гонках 2024 года. Победа над Оконом могла бы стать для Бермана шагом к мечте — переходу в заводскую команду Ferrari, как это сделал Шарль Леклер.
Однако руководитель Haas Аяо Комацу при подписании контракта с Оконом был уверен, что стиль работы француза не станет проблемой, несмотря на опасения других команд средней группы пелотона при формировании составов на 2025 год.
Инцидент между Оконом и Берманом произошёл уже на 12-м круге Гран-при Великобритании на мокрой трассе, когда оба пилота были вне очковой зоны. Тем не менее Комацу считает, что его оптимизм оправдался.
Когда журналисты в конце прошлого года спрашивали меня об этом, я говорил, что уверен в успехе, и это не были пустые слова, — пояснил Комацу. — Я искренне верил, что если заложить фундамент из доверия и уважения между пилотами и командой, всё будет в порядке. Мы не всегда принимаем идеальные решения, и некоторые командные приказы могут быть ошибочными. Но если есть основа из доверия, прозрачности и уважения, конфликты не разгораются.
Если мы допускаем ошибки, мы обсуждаем их после гонки открыто, как это было в Сильверстоуне, когда пилоты столкнулись. Это не то, чего мы хотели. Но мы сели, обсудили, поделились наблюдениями и мнениями, определили, как действовать дальше. Никаких проблем.
Для меня ключ — это фундамент: доверие, прозрачность, уважение.
Комацу привёл пример из Гран-при Бельгии, где Окон добровольно пропустил Бермана на ранних стадиях гонки без командного приказа, что стало свидетельством их слаженной работы. Оба пилота проявили себя как настоящие командные игроки, — отметил Комацу.
Сильверстоун был особым случаем: единственная сухая траектория спровоцировала инцидент, но он не был намеренным. Мы хорошо поговорили, всё решили, но даже до этого момента все командные приказы выполнялись без вопросов, моментально и безупречно.
В Спа перед спринтом Окон стартовал пятым, а Берман — седьмым. Я обсудил с ними стратегию, и всё было предельно ясно. Мы разделили уровни прижимной силы для квалификации и гонки из-за неопределённости с погодой. Утром в воскресенье мы снова поговорили втроём, потому что при таком различии в прижимной силе одна машина неизбежно оказывается быстрее другой на определённых участках. Всё было прозрачно, и в гонке Эстебан сам предложил: Я могу пропустить Олли прямо сейчас, — даже не спрашивая.
Иронично, что часть заслуги в успешной интеграции Окона в Haas принадлежит Нико Хюлькенбергу, выступавшему за команду в 2023–2024 годах. Именно решение Хюлькенберга уйти в Audi в апреле прошлого года открыло Окону путь из разваливающихся отношений с Alpine. Их судьбы в Формуле-1 пересекались и раньше: в 2020 году Окон занял место Хюлькенберга в Renault, отправив немца в запас, пока Haas не вернул его в 2023 году.
Можете спросить у Нико, почему он так хорошо выступал в прошлом году, — сказал Комацу. — У нас сложились отличные отношения. Я работаю в Формуле-1 уже 22 года, но отношения, которые мы выстроили с Нико в прошлом году, стали для меня новым ориентиром. Это то, к чему мы должны стремиться с любым пилотом, чтобы создать продуктивную среду.
Все мы люди. Если пилот не доверяет команде, а команда — пилоту, никакие решения не будут оптимальными. Это не только о гонках, но и о фундаментальных человеческих качествах: уважении, прозрачности, честности, вовлечённости. Мы стремимся выстраивать такую атмосферу в команде. У Эстебана за плечами годы опыта в Формуле-1, хорошего и плохого. Но теперь я чувствую, что у нас есть этот фундамент.
Конечно, его нужно укреплять в каждой ситуации. Это не тот случай, когда можно сказать: Всё, мы достигли цели, можно расслабиться. Каждая ситуация уникальна, и обе стороны должны работать над этим. Но мы это делаем, и фундамент доверия уже есть.
Как отметил Комацу, идеальной гармонии не бывает. В истории Формулы-1 бывали потенциально взрывоопасные составы, которые начинали ярко, пока оба пилота видели перспективы в команде и были мотивированы работать на общий результат. Но первые признаки сотрудничества Окона и Бермана внушают оптимизм. Несмотря на разницу в опыте, их результаты близки — хотя счёт 27:8 в пользу Окона может говорить об обратном. Эти напарники демонстрируют, что слаженная работа возможна даже в условиях жёсткой конкуренции.