Как Ален Прост вдохновил Тото Вольффа на управление пилотами Mercedes
Управление пилотами в Формуле-1 — задача, требующая не только стратегического мышления, но и тонкого понимания человеческих отношений. Тото Вольфф, руководитель команды Mercedes, рассказал, как беседа с четырехкратным чемпионом мира Аленом Простом сформировала его подход к разрешению конфликтов между гонщиками, включая легендарное противостояние Хэмилтона и Росберга.

Тото Вольфф поделился, как разговор с легендой Формулы-1 Аленом Простом вдохновил его на создание прозрачной системы управления пилотами в команде Mercedes.
Четырехкратный чемпион мира Прост пережил знаменитое соперничество с Айртоном Сенной, когда они боролись за титул в 1988 и 1989 годах, будучи напарниками в доминирующей команде McLaren. Каждый из них завоевал по одному титулу за этот период, но их противостояние сопровождалось громкими инцидентами, такими как столкновение на трассе Судзука в 1989 году. В итоге отношения стали настолько напряженными, что Прост перешел в Ferrari.
Вольффу также пришлось управлять схожим соперничеством, когда давние друзья Льюис Хэмилтон и Нико Росберг ожесточенно боролись за чемпионский титул в 2014–2016 годах, в период, когда Mercedes завоевала восемь подряд титулов в Кубке конструкторов. Их противостояние сопровождалось конфликтами, например, столкновением на трассе Каталунья в 2016 году. Разговор с Простом перед гонкой в те годы определил подход Вольффа к разрешению подобных ситуаций.
Он ответил:
«Между нами ничего не было не так. Проблема была в руководстве команды, которое стравливало нас друг с другом. Мы никогда не знали, на чем стоим. В один уик-энд ты был фаворитом, а в следующем месяце не был уверен, сохранишь ли место в команде. Нам не давали полной информации».
«Это порождало паранойю, заставляло замыкаться, и в итоге отношения между пилотами и с командой рушились. Я не хотел повторять эту ошибку», — добавил Вольфф.
Вдохновение также исходило от покойного Ники Лауды, бывшего неисполнительного председателя Mercedes. Лауда однажды сказал Вольффу:
Этот принцип Вольфф применял ко всем пилотам Mercedes, будь то Хэмилтон, Росберг, Валттери Боттас (2017–2021) или нынешний гонщик Джордж Расселл, особенно на фоне слухов о возможном подписании Макса Ферстаппена на 2026 год.
Вольфф особо выделил момент, когда он первым сообщил Расселлу о переговорах с другими пилотами:
Вольфф также вспомнил последствия неожиданного ухода Росберга всего через пять дней после завоевания титула в 2016 году. Тогда он и Хэмилтон провели откровенный разговор после сложного сезона. Незадолго до этого, в финале сезона в Абу-Даби, Хэмилтон, лидировавший в гонке, намеренно замедлился, чтобы подставить Росберга, идущего вторым, под атаки соперников, надеясь, что те его обгонят. Это не сработало, и отношения Хэмилтона с командой осложнились, но зимняя беседа помогла восстановить взаимопонимание, что привело к завоеванию Хэмилтоном четвертого из его семи титулов в 2017 году.
«Это было тяжелое время с Льюисом, — признался Вольфф. — Ситуация осложнялась вокруг церемонии награждения FIA, когда Нико объявил об уходе, и в последующие недели. Тогда я сказал: «Нам нужно сесть и поговорить, потому что без общения мы никуда не придем».
«Я сказал ему: «Я хочу, чтобы ты остался в команде надолго. Ты лучший пилот. Если ты считаешь нас лучшей командой, давай разберем все вопросы, согласимся не соглашаться по некоторым моментам и двигаться дальше».
«Мы с Льюисом поняли, что общение — ключ к успеху. У нас могут быть общие цели, а в чем-то мы не сойдемся, но главное — знать об этом. Это была важная беседа. Замыкаться — неверный путь. Нужно говорить, даже если это сложно, и я следую этому принципу до сих пор».