Формат уик-энда Формулы-1: нужны ли перемены?
Формула-1 не стоит на месте, и недавние заявления Стефано Доменикали о возможных изменениях формата гоночных уик-эндов вызвали жаркие споры среди фанатов и экспертов. Спринты, обратные стартовые решетки, укороченные гонки — что из этого сделает чемпионат еще зрелищнее? Журналисты Motorsport.com разбираются, нужны ли перемены и как они скажутся на любимом спорте.

Болиды выстраиваются на стартовой решетке перед гонкой.
Идея экспериментов с числом спринтов в календаре сочетается с обсуждением обратных стартовых решеток, которые “на повестке дня”. Также прозвучал намек, что гонки на 300 км могут быть “слишком длинными для молодой аудитории”, что открывает путь к разговорам о сокращении дистанций в ближайшем будущем.
Конкретных предложений пока нет, но слова Доменикали уже разожгли споры в Монце. Нужны ли Формуле-1 перемены в формате уик-энда? Стоит ли увеличивать число спринтов и возвращаться к идее обратных решеток? Рассмотрим разные точки зрения.
Изменения ради изменений не нужны, но правообладатель FOM обязан думать, как сделать серию привлекательнее. Спринты, появившиеся несколько лет назад, поначалу вызывали скептицизм, и даже с измененным форматом они остаются утомительными для некоторых. Тем не менее, они интереснее тренировочных сессий, и их ценят промоутеры и вещатели. Многие пилоты тоже приняли спринты.
К 2027 году число спринтов может вырасти до десяти в сезон, и это не вызывает возражений, если опираться на текущие данные. Однако текущая трехэтапная квалификация для спринтов кажется упрощенной. Квалификация с одним быстрым кругом могла бы устранить проблему трафика, которая усугубляется из-за сжатого времени сессий. Жалобы пилотов на пробки или неподготовленные шины раздражают, даже если связаны с особенностями болидов. Формат “каждый за себя” проверит мастерство и скорость. Если он сработает, его можно применить и к основной квалификации.
Другие идеи Доменикали сложнее принять. Обратные стартовые решетки лучше оставить сериям поддержки. Если зрелищность зависит от искусственных форматов, проблема в самом продукте на трассе, и ее нужно решать.
Сокращение гонок звучит интереснее, но аргумент, что молодое поколение не выдерживает долгие трансляции из-за короткой концентрации внимания, сомнителен. Хайлайты популярны, так как не у всех есть время на 24 гонки в прямом эфире. Но поколение Z способно смотреть 90-минутное шоу — футбол и фильмы длиннее двух часов это доказывают.
И все же идею стоит изучить. Гран-при Италии длится 75 минут, Сингапур — почти два часа. Сделает ли сокращение Сингапура гонку ярче? Традиции не преграда: Гран-при Монако уже на 15% короче стандартных 300 км плюс один круг. Но меньше кругов — меньше шансов для обгонов и стратегических маневров, если только Pirelli не создаст еще более мягкие шины.
Если гонки кажутся затянутыми, дело не в их длине, а в недостатке событий на трассе. На этом нужно сосредоточиться.
Идея спринтов привлекательна, но текущий формат не раскрывает их потенциал. Проводимые в субботу утром, они напоминают усиленную тренировку, о которой быстро забывают. Победа Льюиса Хэмилтона в спринте в Шанхае обсуждалась недолго, так как вскоре началась основная квалификация.
Спринты должны завершать субботнюю программу. Но тогда возникает вопрос: нужны ли две квалификации — в пятницу и субботу? Нет. Радикальное предложение: стартовая решетка спринта в обратном порядке чемпионата, где лидер стартует последним. Это добавит интриги: смогут ли лидеры пробиться через пелетон за 100 км? Это проверка мастерства, а не просто очки за быстрый болид. Команды из конца пелетона получат шанс на очки.
Формула-1 уже обсуждала расширение очковой зоны до 12-го места. Спринты могут стать инструментом для этого: пилоты середины и конца пелетона борются за очки, отбиваясь от лидеров. Спринты не нужны каждый уик-энд — достаточно раз в три гонки. Лидеры будут вознаграждены за обгоны, а аутсайдеры получат больше шансов. Традиционалисты возмутятся, но драма на трассе вырастет.
Формула-1 балансирует между спортивной честностью и зрелищностью. Менять длину гонок или формат квалификации Гран-при не стоит — они обеспечивают интригу без лишней искусственности. Но спринты можно улучшить. Текущий трехэтапный формат квалификации для них повторяет основную квалификацию в укороченном виде. Почему бы не вернуться к одному быстрому кругу, где порядок определяется первой практикой? Или попробовать дуэльный формат, как в Формуле E?
Если спринтов станет больше, они должны выделяться. Можно ограничить мощность ERS до 300 кВт, а дополнительные 50 кВт использовать как push-to-pass для обгонов. Личный выбор — отказаться от спринтов, сделав уик-энд двухдневным: практика, квалификация, гонка. Но это, вероятно, не всем по душе.
Галилей писал: “Вселенная написана на языке математики”. В XXI веке, когда алгоритмы и цифровые валюты формируют мир, математика могла бы помочь Формуле-1 оставаться актуальной для поколения TikTok.
До Гран-при Монако 1933 года решетки определялись лотереей, а не практиками или квалификацией. Некоторые считают, что это оживило бы гонки сегодня. Но случайные решетки — уловка, лишающая уик-энд зрелищной сессии с элементом риска. Для TikTok-аудитории ее можно заменить физическими испытаниями или конкурсом метания пирогов.
Случайные решетки сложны математически. Компьютеры генерируют псевдослучайные числа, так как алгоритмы детерминированы. Настоящая случайность требует источника энтропии, например, атмосферного шума. Квантовые вычисления могли бы помочь, и Формула-1 могла бы сотрудничать с партнером по квантовым технологиям для создания случайных решеток.
Но даже истинная случайность столкнется с человеческими когнитивными искажениями, такими как апофения — склонность видеть закономерности там, где их нет. Случайные последовательности могут создавать кластеры, как при подбрасывании монеты, где пять “орлов” подряд возможны, несмотря на равную вероятность.
Случайные решетки не сработают. Команды будут оспаривать методологию, а кластеры вызовут недовольство. Конкурс метания пирогов звучит лучше.