Редкая победа Williams в апелляции
В напряжённом сезоне Формулы-1, где каждая деталь может изменить расклад сил, Williams совершила прорыв: команда добилась отмены штрафных очков для своего пилота Карлоса Сайнса. Это не просто формальность — редкий случай, когда стюарды пересмотрели своё решение, признав новые доказательства весомыми. Фанаты, следящие за борьбой на трассе, оценят, как тщательная подготовка привела к триумфу.

Когда Williams объявила о запросе на пересмотр штрафа, который Карлос Сайнс получил на Гран-при Нидерландов, шансы выглядели минимальными. За предыдущие шесть сезонов из 13 подобных обращений к стюардам лишь три оказались успешными.
Ни одно из них не инициировала Williams. Однако Сайнс на собственном опыте знал, насколько сложно даже добиться рассмотрения решения, не говоря уже о его отмене.
Два года назад Ferrari пыталась оспорить штраф Сайнса за контакт с Фернандо Алонсо на Гран-при Австралии. Попытка провалилась по той же причине, что и многие другие.
Ferrari предоставила данные с болида Сайнса, но стюарды отметили, что это не ново, поскольку у них уже имелся обширный телеметрический массив. Команда подала заявление от Сайнса, однако стюарды ответили, что вызвали бы его сразу же, если сочли бы это нужным. Кроме того, Ferrari ссылалась на прецедент похожего инцидента, но стюарды сочли его неуместным.
Коллективы Формулы-1 прилагали огромные усилия, чтобы убедить стюардов пересмотреть прошлые вердикты. В 2019 году Ferrari даже представила запись анализа инцидента телеведущим, стремясь аннулировать штраф, стоивший Себастьяну Феттелю победы в гонке.
Red Bull зашла особенно далеко в 2021-м. Чтобы добиться более жёсткого наказания для Льюиса Хэмилтона, они организовали послегоночный тест, где тестовый гонщик Александр Албон пытался воспроизвести траекторию пилота Mercedes в спорном моменте. Тем не менее стюарды отвергли это как нерелевантное доказательство.
Неудачи этих и других запросов означали, что Williams предстояло преодолеть высокий порог. Несмотря на это, в понедельник после Гран-при Нидерландов они подали запрос на слушание по «праву на пересмотр» относительно штрафа Сайнса за контакт с Лиамом Лоусоном.
Штраф в 10 секунд за столкновение с Лоусоном
Правила предоставили 96-часовое окно для подготовки. Руководитель команды Джеймс Ваулз рассказал, как они использовали это время, чтобы укрепить позицию.
Ваулз описал, с какой осторожностью команда избежала отказа в рассмотрении. «Нам следовало соответствовать трём критериям "права на пересмотр", — уточнил он. — Речь о информации, недоступной стюардам во время решения. Она должна быть свежей и существенной».
Коллектив понимал: стюарды уже видели записи инцидента из трансляции. Среди них была передняя камера Сайнса, но не аналогичный ракурс с болида Лоусона.
«Если разобрать контекст, то onboard-видео, съёмка с вертолёта и прочие материалы показывали момент с разных сторон, и всё это было доступно стюардам при вынесении вердикта, так что не удовлетворяет требованиям пересмотра», — отметил Ваулз.
«Значительная часть времени ушла на оценку: какие доказательства собрать, чтобы донести дело до нужного уровня? И как представить его стюардам с нашей точки зрения, чтобы, возможно, убедить?»
Не все записи с камер болида во время сессии годятся для прямой трансляции. Некоторые, вроде 360-градусного видео, извлекают постфактум. Red Bull удачно применила такой материал, чтобы наказать Хэмилтона на Гран-при Австрии в 2020-м.
Тогда Ваулз ещё работал в Mercedes. Пять лет спустя его текущий коллектив применил ракурс с болида Лоусона и преуспел в запросе.
Это не сулило автоматического успеха: Mercedes пробовала похожий приём в 2021-м, но стюарды сочли видео несущественным. Williams же видела в нём свежие сведения.
«Мы уважаем FIA, стюардов и обстоятельства — это не то, что собираешь за минуты», — подчеркнул Ваулз.
«Частично мы правильно оценивали ситуацию. Частично подбирали верные доказательства. И частично проявляли уважение, чтобы не тратить чьё-либо время впустую».
К облегчению Williams, стюарды подтвердили: время не пропало зря. Они приняли аргумент, что новое видео выявило ключевую деталь, упущенную ранее, — временную потерю контроля Лоусоном над своим болидом.
Тщательная проработка дела окупилась. Сайнс уже отбыл штраф, так что его не снимали, но стюарды аннулировали два штрафных очка. Такой триумф в слушании по праву на пересмотр — редкость для коллектива Формулы-1, и он может побудить другие к аналогичным попыткам впредь.