Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 01, октябрь

Пит-лейн Формулы-1: безумная борьба за позицию

В сезоне Формулы-1 2025 пит-лейн превратился в арену напряжённых тактических игр, где команды и гонщики борются за оптимальное место в очереди на квалификацию. Каждое решение – от времени выезда из боксов до температуры шин – может определить исход уикенда. Рассказываем, почему эта борьба стала одной из самых интригующих в чемпионате.

Пит-лейн Формулы-1: безумная борьба за позицию

В Формуле-1 2025 пит-лейн стал настоящим полем битвы, где борьба за место в очереди на квалификацию превратилась в напряжённую тактическую игру. Гонщики называют её безумной, а механики сражаются, словно на грани. Команды прибегают к хитростям, чтобы переиграть соперников и занять идеальную позицию.

Успех или провал в квалификации во многом зависит от правильного выбора момента для выезда из боксов. Слишком ранний выезд чреват потерей оптимальных условий трассы, когда резина ещё не прогрета, а также риском попасть в трафик на быстром круге, что может испортить всё. Слишком поздний выезд грозит вытеснением из очереди, а в худшем случае – полной потерей возможности показать время.

Разница между этими крайностями порой составляет менее секунды при выезде из гаража. Быть последним в очереди выгодно, так как трасса в этот момент покрыта максимальным количеством резины, но это рискованно: можно просто не успеть начать круг из-за тайм-аута. К тому же, стоя в конце очереди, машина теряет драгоценное время – более минуты в пробке на выезде из пит-лейна. Шины остывают, планы подготовки к квалификации рушатся, и круг становится провальным.

Неудивительно, что гонщики называют эти секунды одним из самых стрессовых моментов уикенда. Пилот Haas Эстебан Окон назвал ситуацию "чрезвычайно сложной и стрессовой для команды", добавив, что механики "сражаются как безумные", пытаясь предугадать действия соперников.

Команды вынуждены скрупулёзно готовиться, чтобы найти идеальное место в очереди – где-то ближе к её началу. Но это также подталкивает их к хитростям, чтобы обмануть конкурентов, заставив их выехать слишком рано или опоздать.

Причина конфликта

В этом сезоне, особенно в середине пелотона, конкуренция стала ещё плотнее, а обгоны на трассе – сложнее. Позиция на стартовой решётке теперь играет ключевую роль в успехе уикенда. Поэтому команды делают всё, чтобы идеально подготовить машину к квалификации, особенно в плане работы шин и выбора момента выезда на трассу.

Ранее лучшей тактикой считался выезд последним, чтобы получить оптимальные условия трассы. Однако правила, введённые в 2023 году, усложнили задачу. Они запретили гонщикам намеренно замедляться на прогревочном круге, чтобы занять место в конце очереди. Медленное движение в последних поворотах создавало опасность столкновений, когда машины на быстрых кругах натыкались на "ползущие" болиды. Пик хаоса пришёлся на Гран-при Италии 2019, когда гонщики ехали так медленно, чтобы не оказаться во главе очереди без слипстрима, что семь из девяти машин не успели начать круг вовремя.

Ещё одним курьёзным эпизодом стало поведение Нико Хюлькенберга на Renault, который, будучи первым на выезде из пит-лейна, специально свернул на запасной путь, чтобы потерять время и влиться в пелотон. Это не сработало, так как другие ещё больше замедлились, и Хюлькенберг остался без преимущества.

Этот хаос привёл к изменениям, начиная с Гран-при Эмилии-Романьи 2022. Тогдашний директор гонок Нильс Виттих ввёл максимальное время (минимальную скорость) для прогревочных кругов. Это дополнило уже существовавшие правила, запрещавшие слишком медленные круги возвращения в боксы. С тех пор гонщики вынуждены создавать gaps ещё в пит-лейне, что изначально не вызывало особых проблем.

Однако агрессивные обгоны в широких пит-лейнах и несколько повреждённых передних антикрыльев вынудили дирекцию гонок ввести дополнительные ограничения. На Гран-при Монако 2024 Нильс Виттих обновил правила, прописав новые нормы поведения. В частности, согласно Международному спортивному кодексу (ISC), гонщики обязаны как можно быстрее вливаться в скоростную линию пит-лейна. Также было уточнено, что машина считается находящейся в скоростной линии, когда все её шины полностью пересекли белую полосу, отделяющую скоростную линию от внутренней.

Чтобы предотвратить попытки "проскочить" в очередь, подсунув переднее колесо за линию, правила ISC чётко указывают, что пилоты могут присоединяться к очереди только "без необоснованного препятствия машинам, уже находящимся в скоростной линии". Это означает, что гонщики, выезжающие из боксов, должны ждать подходящего промежутка, а те, кто уже движется к выезду, не обязаны уступать дорогу.

Эти правила создали ситуации, когда промедление на доли секунды при выезде из гаража может отбросить машину с начала очереди в самый конец. В квалификации Q1 с 20 машинами это настоящая катастрофа: без обгонов в скоростной линии и с пятисекундными паузами на выезде пилот в конце очереди может простоять до 1 минуты 40 секунд. По данным Pirelli, за это время температура шин падает со 115 до 80 градусов Цельсия. Помимо проблем с охлаждением шин, есть риск не успеть начать круг до конца сессии или столкнуться с машинами, идущими на быстрых кругах, что дополнительно нарушает подготовку шин.

Карлос Сайнс, выступающий за Williams, метко описал ситуацию: "Ты борешься за свою жизнь, ещё не выехав из пит-лейна".

Разделённые мнения

Новые правила пит-лейна и вызванные ими тактические игры вызвали неоднозначную реакцию в паддоке. Хаотичные сцены, когда команды борются за место в очереди, и дополнительный стресс воспринимаются некоторыми как провал регулирования. Руководитель Haas Аяо Комацу считает правило максимального времени "совершенно ненужным" и называет его "непродуманным временным решением".

Однако другие признают, что, несмотря на сложности, правила необходимы для устранения более серьёзной проблемы – риска аварий в последних поворотах из-за огромной разницы в скоростях между машинами на быстрых и медленных кругах. Спортивный директор Aston Martin Энди Стивенсон отметил: "Мы полностью поддерживаем эти меры, так как они устранили опасность на трассе, связанную с разными скоростями машин".

При этом он признал, что правила породили "игру в шахматы" в пит-лейне.

Тактические уловки

Преимущества от идеальной позиции в очереди и потери соперников, оказавшихся в неудачном месте, подтолкнули команды к настоящей тактической войне. Важность выезда в нужный момент зависит от расположения команды в пит-лейне, которое определяется по итогам чемпионата конструкторов предыдущего сезона. Команды, расположенные ближе к выезду, имеют преимущество в виде лёгкого доступа к трассе, но рискуют застрять, если не хотят выезжать первыми.

Если несколько машин выезжают чуть раньше и заполняют скоростную линию, путь для команд у выезда может быть полностью перекрыт, вынуждая их ждать, пока весь пелотон проедет мимо. Гонщики, движущиеся по пит-лейну, не заинтересованы в проявлении вежливости и могут быть весьма жёсткими, не оставляя зазоров для вливания в очередь.

Именно это привело к странному инциденту между Нико Хюлькенбергом и Лэнсом Строллом в квалификации Гран-при Бельгии. Хюлькенберг повредил переднее антикрыло, но стюарды вынесли предупреждение Sauber за то, что команда выпустила его на путь Стролла. Хюлькенберг не пересёк линию скоростной полосы, поэтому приоритет был у Стролла. Стюарды указали, что Хюлькенберг должен был дождаться подходящего зазора.

В то же время некоторые команды используют задержку выезда, чтобы сохранить шины холодными, если это соответствует характеристикам их машин. Например, Алекс Албон отметил, что некоторые команды специально пропускают соперников вперёд, так как им выгодно охлаждать шины перед прогревочным кругом. На трассе Зандворт среднее время прогревочного круга у Williams на 10-15 секунд быстрее, чем у других, но когда круг Албона оказался на 25 секунд медленнее обычного, шины остыли, и он выбыл из Q2, заняв 15-е место.

Команды также прибегают к психологическим играм, отправляя механиков следить за действиями соперников и предупреждать о возможных манёврах. В ответ некоторые устраивают ложные движения, чтобы обмануть конкурентов и заставить их выехать раньше времени. Энди Стивенсон подтвердил: "Да, команды абсолютно играют в эти игры! Мы все привыкаем к ним". Он добавил, что команды используют программное обеспечение на пит-уолле, чтобы отслеживать, когда соперники включают или выключают двигатели.

"Машины то включаются, то выключаются, механики бегают туда-сюда", – пояснил он. Но его команда старается придерживаться собственного плана, чтобы не поддаваться на уловки.

Эти игры в пит-лейне останутся частью Формулы-1 как минимум до конца 2025 года. Их значимость в 2026 году будет зависеть от чувствительности шин, возможностей для обгонов и плотности пелотона. Новый сезон принесёт ещё один интересный фактор: с приходом Cadillac в чемпионате появятся две дополнительные машины, которые присоединятся к этой тактической борьбе.

0 комментариев