Трассы категории Grade 1 в Формуле-1: требования FIA к гоночным объектам
Формула-1 проводит гонки только на трассах высшей категории Grade 1, сертифицированных Международной автомобильной федерацией. Эта классификация включает строгие требования к безопасности, планировке и инфраструктуре гоночных объектов. Разбираемся, что необходимо трассе для получения статуса Grade 1 и почему только эти объекты могут принимать этапы чемпионата мира.
Формула-1 может проводить гонки только на трассах категории Grade 1 по всему миру, но что требуется от объекта для соответствия этому стандарту? Формула-1 располагает насыщенным календарем из 24 трасс в 21 стране на пяти континентах, однако для участия в чемпионате недостаточно просто качественного асфальтового покрытия.
У Формулы-1 и FIA существуют строгие требования к объектам, которые могут принимать Гран-при, и они должны быть классифицированы как Grade 1. Это высшая ступень семиуровневой системы FIA, охватывающей всё — от драгстрипов до раллийных спецучастков.
Система градации FIA устанавливает правила и требования для различных объектов, каждый из которых охватывает разнообразные аспекты безопасности или характеристики трасс. Для объектов категории Grade 1 все они направлены на обеспечение безопасности машин с соотношением мощности к массе менее 1 л.с./кг.
Требования к планировке трасс категории Grade 1
У FIA есть набор базовых требований, которым должна соответствовать трасса для классификации как Grade 1, но важно отметить, что некоторые из них применяются только к вновь построенным объектам.
Во-первых, сама трасса должна быть длиной не менее 3,5 км и не более 7 км. FIA также требует, чтобы не было прямых длиннее 2 км — Баку с его 2,2-километровой прямой является редким исключением из этого правила.
Следующие важные требования касаются ширины различных участков трасс, чтобы асфальт был достаточно широким для безопасного обгона без риска столкновения со стенами, травой или гравийными ловушками. FIA требует, чтобы ширина трасс составляла не менее 12 метров, хотя временные уличные трассы вроде Монако получают исключение из этого правила. В княжестве ширина трассы в среднем составляет около 10 метров по кругу, что заставляет некоторых критиков утверждать, что она не подходит для современных двухметровых болидов Формулы-1.
Старт гонки также должен соответствовать нескольким параметрам: стартовое поле должно быть шириной не менее 15 метров, а линия старта размещается "предпочтительно" в 250 метрах от первого поворота. Места на стартовом поле должны располагаться на расстоянии 6 метров друг от друга, хотя для Формулы-1 это расстояние увеличивается до 8 метров, а первый поворот должен обеспечивать изменение направления не менее чем на 45 градусов и иметь радиус менее 300 метров.
Существуют также правила относительно пит-лейна, который должен быть шириной не менее 12 метров и прилегать к стартово-финишной прямой. Точки въезда и выезда из боксов не должны пересекаться с гоночной траекторией, чтобы избежать столкновений при возвращении машин на трассу.
Другие правила охватывают уклон трассы, который не может превышать 2% на стартово-финишной прямой, а любой банкинг на трассе не должен превышать 5,7 градуса — хотя для поворотов 3 и 14 в Зандворте существуют исключения из этого правила.
Требования безопасности для трасс категории Grade 1
Регламенты для трасс Формулы-1 касаются не только планировки объекта, поскольку FIA также предъявляет строгие требования к безопасности.
Во-первых, существуют правила относительно барьеров и зон безопасности для трасс Grade 1, которые отличаются от объектов низших категорий из-за более высоких скоростей машин, соревнующихся на них. Они варьируются от трассы к трассе и зависят от конфигурации поворотов и типов используемых зон безопасности — будь то трава, гравий или длинная асфальтированная зона для торможения перед комбинацией из замедляющих слоев, останавливающих барьеров и энергопоглощающих ограждений.
Помимо самой трассы, FIA предъявляет строгие требования к медицинским объектам на территории. Начиная с категории Grade 4 и выше, медицинский центр должен быть постоянной частью трассы, а для мероприятий высокого уровня вроде Формулы-1 должны присутствовать как минимум два врача на протяжении всего гоночного уик-энда. Также на объекте должны находиться минимум два хирурга, способных лечить такие травмы, как ожоги, повреждения позвоночника и сотрясения мозга.
Что касается технического оснащения и оборудования, которое должно присутствовать в каждом медицинском центре, FIA требует наличия таких средств, как аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы сердечного ритма, запасы кислорода, рентгеновское и ультразвуковое оборудование и многое другое.
Каким еще правилам должны соответствовать трассы Grade 1?
У FIA есть множество других требований к типам объектов, способных принимать гонки Формулы-1. Существуют правила относительно дренажа на прямых, чтобы объекты не затапливало, что включает нарезание канавок в асфальте для улучшения стока воды и наличие уклона до 1,7 градуса.
Также существует сложная формула для расчета количества машин, которые могут выступать на трассе Grade 1, но у Формулы-1 есть собственные правила относительно числа участников.
Затем идут правила относительно рекламного оборудования на гонках: FIA требует, чтобы рекламные щиты по внешнему периметру трассы были устойчивыми и надежно закрепленными, и они не должны мешать видимости пилотов или официальных лиц. Поверхности трасс не могут нести рекламу, а любая реклама в зонах безопасности не должна снижать сопротивление скольжению, которое замедляет машины в случае столкновения.
Наконец, что касается впечатлений болельщиков, у FIA нет набора правил относительно вместимости или инфраструктуры, но федерация требует, чтобы общественные зоны были доступны для болельщиков с ограниченными возможностями. Как минимум, FIA рекомендует установить специально отведенную зону просмотра для зрителей с ограниченными возможностями, специализированные туалетные помещения, зарезервированные парковочные места и асфальтированные дорожки, позволяющие людям в инвалидных колясках передвигаться по территории.
Все трассы категории Grade 1 по классификации FIA
| Название трассы | Страна |
| Albert Park | Австралия |
| Shanghai International Circuit | Китай |
| Suzuka | Япония |
| Bahrain International Circuit | Бахрейн |
| Jeddah Corniche Circuit | Саудовская Аравия |
| Miami International Autodrome | США |
| Imola | Италия |
| Circuit de Monaco | Монако |
| Circuit de Barcelona-Catalunya | Испания |
| Circuit Gilles Villeneuve | Канада |
| Red Bull Ring | Австрия |
| Silverstone | Великобритания |
| Spa-Francorchamps | Бельгия |
| Hungaroring | Венгрия |
| Circuit Zandvoort | Нидерланды |
| Autodromo Nazionale Monza | Италия |
| Baku City Circuit | Азербайджан |
| Marina Bay Street Circuit | Сингапур |
| Circuit of the Americas | США |
| Autodromo Hermanos Rodriguez | Мексика |
| Autodromo Jose Carlos Pace | Бразилия |
| Las Vegas Strip Street Circuit | США |
| Losail International Circuit | Катар |
| Yas Marina Circuit | Абу-Даби |
| Название трассы | Страна |
| Algarve International Circuit | Португалия |
| Bahrain Oasis Circuit | Бахрейн |
| Bahrain Outer Circuit | Бахрейн |
| Bahrain Paddock Circuit | Бахрейн |
| Bahrain Endurance | Бахрейн |
| Circuit Paul Ricard | Франция |
| Dubai Grand Prix Circuit | ОАЭ |
| Dubai International Circuit | ОАЭ |
| Estoril | Португалия |
| Fuji Speedway | Япония |
| Hockenheimring | Германия |
| Igora Drive | Россия |
| Indianapolis Grand Prix | США |
| Istanbul Park | Турция |
| Jerez | Испания |
| Korea International Circuit | Южная Корея |
| Kuwait Motor Town | Кувейт |
| Magny-Cours | Франция |
| Moscow Raceway | Россия |
| Motorland Alcaniz | Испания |
| Motorland Aragon Alcaniz - Aerotest | Испания |
| Motorland Aragon Alcaniz – FIM | Испания |
| Motorland Aragon Alcaniz – Long | Испания |
| Mugello | Италия |
| Buddh International Circuit | Индия |
| Nurburgring Grand Prix | Германия |