Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 17, декабрь

Гран-при Португалии возвращается: 5 легендарных гонок

Слухи подтвердились, и мир Больших Призов готовится к возвращению на одну из самых харизматичных локаций Европы. Португалия, с её богатой гоночной историей и страстными фанатами, снова займет свое место в календаре чемпионата. Для многих болельщиков эта новость стала приятным сюрпризом, ведь португальские этапы всегда отличались непредсказуемостью и особой атмосферой. В предвкушении будущих баталий на «американских горках» Алгарве, мы предлагаем оглянуться назад и вспомнить моменты, когда именно здесь, на португальском асфальте, вершилась история королевы автоспорта.

Гран-при Португалии возвращается: 5 легендарных гонок

От первых побед до побитых рекордов: пять самых драматичных Гран-при Португалии в истории Ф1

В честь новости о возвращении Гран-при Португалии в 2027 году мы отобрали лучшие гонки, прошедшие в этой стране.

Довольно неожиданный поворот событий: Португалия вернется в календарь Формулы-1 в 2027 году. Международный автодром Алгарве (или, как его чаще называют, Портимао) подписал контракт на замену уходящей трассы Зандворт на сезоны 2027 и 2028 годов.

Учитывая грандиозные планы Формулы-1 по экспансии на глобальные рынки, когда в качестве потенциальных организаторов будущих гран-при упоминаются такие страны, как Таиланд, Руанда и Южная Африка, возвращение Португалии выглядит почти как гром среди ясного неба. Тем не менее отрадно видеть популярную трассу снова в календаре; Портимао, безусловно, запомнился гонками в «ковидные сезоны» 2020 и 2021 годов.

Португалия также принимала гран-при в 1950-х годах на уличных трассах Боавишта и Монсанто, а затем вернулась в календарь Ф1 в 1984 году на рельефной трассе Эшторил. Этот трек принял свой последний гран-при в 1996 году, так как запланированные ремонтные работы, необходимые для сохранения Эшторила в календаре на 1997 и 1998 годы, не были выполнены в срок. Таким образом, стране пришлось ждать еще 24 года до следующей собственной гонки.

Чтобы отпраздновать возвращение Португалии, будет правильным запустить машину времени и совершить беглый экскурс по некоторым из лучших гран-при этой нации...

1984: Лауда вырывает титул у Проста

В решающей схватке за титул в Эшториле, где доминировали болиды McLaren, сошлись два гонщика, находящихся на противоположных этапах своей карьеры в Ф1. Ален Прост был в начале своего невероятно успешного пути, вернувшись в McLaren после трехлетнего периода в Renault, в то время как Ники Лауда проводил свой третий сезон с McLaren после внезапного первого завершения карьеры — и был всего в одном шаге от того, чтобы уйти из гонок окончательно. В течение сезона соперники были равны. Зная, насколько хорош Прост, Лауда поначалу холодно воспринял приход француза, но тем не менее они сформировали доброжелательное партнерство, которое, возможно, подстегивало обоих пилотов выжимать из техники максимум.

Лауда начал гонку с преимуществом в 3,5 очка над Простом, и ему нужно было финишировать вторым, чтобы гарантировать себе третий титул чемпиона мира. Однако квалификация прошла разочаровывающе: австриец занял лишь 11-е место на стартовой решетке, в то время как Прост расположился на первом ряду позади обладателя поула Нельсона Пике. Медленный старт Пике мог бы расчистить Просту путь к лидерству, если бы не Кеке Росберг (Williams) и Найджел Мэнселл (Lotus), которые среагировали быстрее и прорвались вперед к первому повороту.

Прост отыграл позицию у Мэнселла, а затем, на седьмом круге, догнал и обогнал склонный к заносу задней оси Williams Росберга. Тем временем Лауда с огромным напором прорывался через пелотон. По словам конструктора Джона Барнарда, Эшторил стал «единственным местом, где я видел, как Ники просто поставил на кон всё и пошел ва-банк». Он преследовал Стефана Йоханссона на Toleman, прошел таких соперников, как Эдди Чивер, Патрик Тамбе и Дерек Уорик, прежде чем окончательно расправиться со шведом на 27-м круге и попасть в очковую зону. Микеле Альборето уступил натиску Лауды кругом позже, а дальнейшие обгоны Росберга на 31-м круге и Айртона Сенны на 33-м вернули Лауду в борьбу.

Камнем преткновения стал Мэнселл, который к тому моменту был почти на 40 секунд впереди. Хотя Лауда пытался сократить разрыв, приблизившись к Lotus на расстояние 27 секунд во второй половине гонки, его темп начал падать; Мэнселл выдал серию хороших кругов, увеличив отрыв до более чем 30 секунд. Однако ситуация в чемпионате резко изменилась, когда Мэнселл начал замедляться из-за отказа тормозов — наследие длительного конфликта с руководителем команды Lotus Питером Уорром, который отказал Мэнселлу в использовании единственного комплекта более крупных тормозных колодок в последней гонке британца за команду.

Таким образом, Лауда поднялся на второе место, что дало ему решающее преимущество в пол-очка над Простом, необходимое для завоевания его последнего чемпионского титула.

1985: Волшебный пилотаж Сенны под дождем приносит первую победу в Ф1

Во второй раз принимая гран-при чемпионата мира Ф1, Эшторил был перенесен на апрель и поставлен в расписании после Бразилии, образуя открывающую пару гонок в португалоязычных странах. Весенняя погода спровоцировала дождевую гонку в Португалии, которая также родила легенду Ф1: Айртон Сенна прорезал пелену дождя, чтобы одержать свою первую победу.

Покинув Toleman после одного сезона, Сенна заменил ушедшего в Williams Мэнселла в команде Lotus и получил в свое распоряжение конкурентоспособное шасси 97T — платформу для демонстрации своего растущего таланта за рулем. Он завоевал свой первый поул в Эшториле, опередив будущего соперника Проста на четыре десятых секунды, и был гораздо проворнее на старте, в то время как Прост в итоге уступил позицию напарнику Сенны Элио де Анджелису.

Несмотря на то, что это была первая гонка, в которой 25-летний бразилец полноценно лидировал в Ф1, он был недосягаем. Уже после первого круга он вез де Анджелису 2,5 секунды, оставив римлянина разбираться с Простом и Альборето позади. Его репутация мастера дождевого пилотажа уже была построена на выступлении на Гран-при Монако 1984 года, и Эшторил лишь послужил подтверждением этого статуса.

По мере ухудшения условий Сенна жестикулировал, проезжая мимо будки дирекции гонки, пытаясь добиться остановки заезда, но ответственные лица оставались непреклонны — даже после того, как Прост потерял сцепление позади де Анджелиса и разбил машину о стену на стартовой прямой. Гонка продолжалась, и Сенна обошел на круг всех, кроме Альборето. Заезд был остановлен по истечении времени после 67 из 70 запланированных кругов. На финише Сенна едва мог сдержать ликование — две красные перчатки вскинулись в воздух в знак триумфа, несмотря на ужасающие погодные условия.

1989: Моменты магии Мэнселла, сменившиеся безумием

Все более напряженная битва за чемпионство в McLaren между Простом и Сенной была главной темой газетных колонок в 1989 году, хотя Просту удалось создать отрыв в 20 очков от Сенны благодаря победе в Италии, так как двигатель Honda V10 подвел бразильца в Монце. Хотя противостояние Прост-Сенна доминировало в превью к Португалии, Ferrari решила вмешаться в этот диалог в Эшториле.

Сенна взял поул, стремясь минимизировать потери по отношению к Просту в чемпионате, но в первом повороте его оттеснил Герхард Бергер на Ferrari. Австриец захватил раннее лидерство, пока Сенна тратил первые круги на попытки сдержать другую машину Скудерии; Мэнселл выглядел весьма бодро и стремился побороться за свою третью победу в цветах Ferrari.

К восьмому кругу оборона Сенны была разбита в пух и прах, так как Мэнселл совершил обгон действующего чемпиона, а затем принялся сокращать отрыв от Бергера. Усатый британец проигрывал напарнику девять секунд, но вскоре выдал серию быстрых кругов, чтобы нивелировать отставание. На 24-м круге Мэнселл воспользовался своим шансом: Бергер боролся с трафиком, и, когда он оказался заблокирован болидом Arrows Дерека Уорика, это открыло калитку для Мэнселла, который прошел их обоих.

Теперь, уверенно идя вторым, Бергер довел свои шины Goodyear до предела перед остановкой на 34-м круге. Мэнселл заехал в боксы пятью кругами позже. Именно в этот момент усилия Мэнселла были перечеркнуты его собственными действиями: проскочив свое место остановки, Мэнселл включил заднюю передачу и вернулся на позицию — запрещенный маневр, заслуживающий дисквалификации.

В суматохе спасения пит-стопа Мэнселл потерял лидерство, уступив Бергеру, и второе место, пропустив Сенну, а затем проигнорировал черный флаг на протяжении последующих кругов, вновь поставив под угрозу гонку Сенны. Проведя четыре круга в воздушном мешке McLaren, Мэнселл пошел в атаку на Сенну в начале 49-го круга, но Сенна отказался уступать, и болиды столкнулись. Бергер в итоге одержал победу, никем не атакованный на финальной стадии гонки, в то время как маневр Мэнселла гарантировал, что Прост смог увеличить свой отрыв в чемпионате еще на четыре очка. Йоханссон тем временем привел свой скромный Onyx на крайне неожиданный подиум.

1996: Надежды Вильнева на титул живы благодаря потрясающему обгону Шумахера

Жаку Вильневу нужно было набрать на четыре очка больше, чем Деймон Хилл, в Эшториле, чтобы судьба титула 1996 года решилась в финале на Сузуке. Но надежды канадца выглядели призрачными после первого круга. Стартовав рядом с Хиллом, Вильнев замешкался на старте и проиграл разгон Жану Алези, стартовавшему третьим; затем, усугубляя его страдания, в первом повороте его по внешней траектории прошел Михаэль Шумахер. У Хилла было два буфера безопасности, но его раннее преимущество не выдержало испытания временем.

Всего через 15 кругов Шумахеру пришлось столкнуться с круговым Minardi Джованни Лаваджи. Неспешный подход итальянца к гонкам заставил тогдашнего комментатора BBC Джонатана Палмера воскликнуть, что итальянец «отчаянно медленный» и «находится здесь только из-за своих денег». Лаваджи сбил темп Шумахера в последнем повороте 16-го круга — затяжном правом вираже на 180 градусов, что дало Вильневу возможность атаковать по внешней траектории и использовать слипстрим за Minardi, чтобы завершить обгон за третье место.

Когда первая волна пит-стопов завершилась, Алези выпал из тройки лидеров (после того как едва не задел стену при въезде на пит-лейн) и позволил Вильневу подняться на вторую строчку. Оба пилота Williams шли на стратегии трех пит-стопов и имели право атаковать в полную силу. Вильнев был в ударе; после вторых остановок дуэта Williams канадец сократил отставание от Хилла до менее чем секунды, но оставался позади заднего антикрыла напарника на протяжении третьего отрезка.

Третий пит-стоп Хилла, однако, прошел неспешно; заминка в 8,8 секунды гарантировала, что у Вильнева появился шанс на лидерство, если его финальная остановка пройдет хорошо. При времени пит-стопа в 8 секунд, разница в 0,8 секунды стала решающей. Когда канадец выезжал с пит-лейн, нос его машины оказался впереди болида Хилла на выезде — минимальное преимущество, которое ему удалось сохранить к первому повороту. Хилл едва мог поддерживать темп Вильнева на оставшихся кругах, что закрепило победу чемпиона IndyCar 1995 года и гарантировало, что борьба за титул действительно продолжится до последнего дня сезона.

2020: Хэмилтон устанавливает новый рекорд побед после захватывающего старта

Когда Михаэль Шумахер одержал свою последнюю победу в Ф1 на Гран-при Китая 2006 года, он остановился на отметке в 91 победу — рекорд, который, казалось, продержится поколениями. Потребовалось 14 лет, чтобы этот рекорд был побит. Льюис Хэмилтон триумфально завершил гонку в Портимао в 2020 году, доведя свой счет до 92 побед, но начало заезда не было для него легкой прогулкой.

Хэмилтон взял поул в первой гонке Ф1 на трассе в Алгарве, добавленной в календарь, когда руководство серии спешно формировало расписание из 17 гонок в сезоне, пострадавшем от глобальной пандемии коронавируса. Он и его напарник по Mercedes Валттери Боттас попытались оторваться от пелотона в безумном начале гонки, на которое повлиял небольшой дождь, сделавший сцепление с трассой минимальным.

Кратковременно уступив позицию Максу Ферстаппену, Боттас сумел лучше прогреть свои шины Medium и прошел обоих пилотов, у которых были проблемы с зацепом. Ферстаппен широко вышел из поворота, а позже допустил контакт с Racing Point Серхио Переса, в то время как Хэмилтон начал отставать. Карлос Сайнс на McLaren, стартовавший на шинах Soft, прошел их всех и ненадолго перехватил лидерство у Боттаса.

Когда дождь прекратился, гонщики на мягких шинах начали терять темп. Боттас вернул себе лидерство в начале шестого круга и надеялся оторваться, пока Хэмилтон еще круг оставался заперт за Сайнсом. Финн продержался впереди еще 14 кругов, но не смог противостоять атаке Хэмилтона с использованием DRS в первом повороте 20-го круга. Прижавшись к внутренней траектории, Боттас вынудил Хэмилтона совершать маневр по внешней — и оттуда Хэмилтон смог устремиться в отрыв, чтобы побить рекорд Ф1.

0 комментариев
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.