История несбывшейся мечты Ferrari
Indianapolis 500 — одна из самых престижных гонок в мире, наряду с Гран-при Монако и 24 часами Ле-Мана. Для Энцо Феррари эта трасса была не просто вызовом, но и мечтой, которая так и не осуществилась. Несмотря на триумфы Скудерии в Формуле-1 и гонках на выносливость, победа в Indy 500 осталась недостижимой. Рассказываем, почему легендарная команда не смогла вписать эту гонку в свою славную историю.

Энцо Феррари добился невероятных успехов в Формуле-1 и гонках на выносливость, но одна победа так и осталась для его команды недосягаемой — Indianapolis 500. Эта 500-мильная гонка на 2,5-мильном овальном треке в Индиане, наряду с Гран-при Монако и 24 часами Ле-Мана, считалась одной из величайших в мире автоспорта, когда Феррари только начинал свой путь.
В первые десять лет существования Формулы-1 Indy 500 даже входила в календарь чемпионата, чтобы придать преимущественно европейскому первенству международный масштаб. Европейские болельщики начала XX века были очарованы опасностью и славой американской гонки, и Энцо Феррари не был исключением. Его страсть к Indy 500 зародилась в 1915 году, как пишет Лука даль Монте в книге «Энцо Феррари: Власть, политика и создание автомобильной империи». Журнал La Stampa Sportiva рассказал о выступлениях итальянских гонщиков в четвертой по счету гонке Indy 500, отметив, что Ральф ДеПальма установил новый рекорд трассы. Юный Феррари, указывая на фотографию ДеПальмы, впервые заявил, что хочет стать гонщиком.
Победа ДеПальмы в 1919 году только укрепила мечту Феррари стать одним из самых известных итальянцев в автоспорте. Успех гонщика сделал овальную гонку популярной в итальянском автоспортивном сообществе, но никто не стремился к участию в ней так сильно, как Энцо. В 1936 году, возглавляя гоночное подразделение Alfa Romeo, он говорил: «Уже несколько лет я вынашиваю идею поездки в Америку». Феррари был готов к этому шагу: «Организация поездки в Америку уже спланирована и проработана несколько месяцев назад». Он узнал, что регламент Indy 500 скоро изменится, что позволило бы Alfa Romeo участвовать без создания специальной машины. Легендарный гонщик Тазио Нуволари, выступавший за Alfa, также горел желанием попробовать свои силы в этой гонке. Однако изменения в правилах так и не произошли, и Феррари отправил команду на кубок Вандербильта вместо Indy 500.
После Второй мировой войны и создания команды Скудерия Ferrari в Формуле-1 Indy 500 стала частью чемпионата мира. Но различия в технических регламентах делали участие бессмысленным — создание конкурентоспособной машины для одной гонки требовало слишком больших затрат. Ни одна команда Формулы-1 не отправлялась в Америку. Лишь в 1951 году Феррари поручил одному из сотрудников посетить гонку, чтобы оценить сложность участия. В США популярность Ferrari росла благодаря Луиджи Кинетти, который привлекал состоятельных клиентов, желающих заказать эксклюзивные машины. Казалось, момент для участия настал.
В 1952 году Скудерия Ferrari стала первой командой Формулы-1, заявившейся на Indianapolis 500. Энцо Феррари подходил к гонке с большими амбициями, которые постепенно угасали. Изначально планировалось выставить два болида Ferrari 4500, за рулем которых должны были выступить Альберто Аскари и Нино Фарина. В итоге Ferrari продала три машины американским командам, а для Скудерии подготовила только одну — для Аскари. Полноценное наступление на американский автоспорт не состоялось.
Феррари перестраховался: в мае в Индианаполис отправились всего пять человек — Аскари, менеджер команды Нелло Уголини, технический директор Аурелио Лампреди и два механика. Энцо даже попросил не размещать логотип скачущей лошади на машинах: в случае провала он хотел иметь возможность сказать, что не был напрямую связан с проектом. Для команды, впервые увидевшей 2,5-мильный овал в начале мая 1952 года, неудивительно, что она оказалась не в своей стихии.
Возможно, Феррари предчувствовал неудачу. Болид Ferrari 4500, пилотируемый Аскари, не справлялся с высокими скоростями, крутыми виражами и длинными прямыми Индианаполиса. Механики усилили шасси и подвеску, но машина оставалась медленной. После прохождения ознакомительных кругов Аскари смог развить лишь 132 мили в час. При 70 участниках и 33 местах на стартовой решетке, где минимальная квалификационная скорость составляла 135 миль в час, нужно было что-то менять. Аурелио Лампреди вернулся в Италию, уверенный, что в гараже Ferrari найдется решение. Через несколько дней он привез новый впускной коллектор. Механики оперативно установили его, и в последнюю субботу квалификации Аскари показал время, достаточное для 19-го места на старте. Остальные три Ferrari, проданные американским командам, не прошли отбор.
Во время гонки Ferrari 4500 не выдержала 500-мильной дистанции. На 40-м круге из 200 у машины Аскари погнулись спицы колеса, и гонка для команды закончилась. Ferrari прибыла в Индианаполис с уверенностью в своих силах. Команда рассчитывала, что Аскари потребуется всего одна дозаправка, которая займет 18 секунд, в то время как американские гонщики тратили на пит-стопы по две минуты. Медленная квалификация объяснялась сложными топливными смесями, которые, по мнению команды, американцы не могли использовать в гонке. Но они ошиблись.
Одной из главных проблем стал языковой барьер — команда говорила лишь на базовом английском. Журналисты отмечали странное поведение Ferrari на трассе: американские гонщики переключали передачи раз в круг, а Аскари — четыре раза. Команда использовала проволочные колеса, которые не выдерживали нагрузок в виражах, в отличие от магниевых, применяемых конкурентами. Американцы пытались указать на эти ошибки, но языковой барьер мешал общению.
Скудерия прибыла на трассу, уверенная, что технологии Гран-при принесут Аскари легкую победу, но выяснилось, что даже одна разведывательная миссия могла бы помочь создать подходящую машину. Гонка обернулась провалом. Сам Феррари сделал вид, что Indy 500 1952 года никогда не существовало, а итальянская пресса, включая репортера Gazzetta dello Sport Джованни Канестрини, сопровождавшего команду, не упоминала об участии.
Ferrari больше не предпринимала таких смелых попыток покорить Америку. Самое близкое — поставка двигателя для гонки 1956 года. Тем не менее, Аскари покидал трассу с высоко поднятой головой. На церемонии награждения ему вручили чек на 1982,19 доллара за 31-е место — около 24 000 долларов с учетом инфляции. Коллеги-гонщики подарили ему нарукавную повязку AAA, обязательную для всех участников, с надписью на обратной стороне: «Альберто Аскари — отличный парень».
Страсть Феррари к Indy 500 не угасла, хотя он больше не пытался участвовать в гонке. В 1986 году эта гонка стала для него разменной монетой. В середине 1980-х годов в Формуле-1 разгорелась война между Ассоциацией конструкторов (FOCA), возглавляемой Берни Экклстоуном, и FIA под руководством Жан-Мари Балестра. FOCA защищала интересы частных команд, а FIA поддерживала производителей. Экклстоун и Балестр годами конфликтовали, а Феррари оказался между двух огней. Энцо знал, насколько Скудерия важна для Формулы-1, и намек на переход в американский автоспорт должен был встряхнуть руководителей спорта.
В ноябре 1985 года Скудерия Ferrari начала разработку болида для американской серии CART, включая участие в Indy 500. Энцо Феррари подтвердил существование программы и заявил, что гонщиком станет Андреа де Чезарис. В марте 1986 года, представляя болид Формулы-1 F1-86, он сказал: «После дебютной гонки в Америке мы решим, будем ли строить две или три машины». К июлю, через два месяца после Indy 500, появились фотографии одноместного болида 637 Indy на тестовой трассе Фьорано. В октябре стало известно, что 637 Indy дебютирует на гонке в Лагуна-Сека с командой Truesports, возможно, с Бобби Рахалом за рулем.
На этом всё закончилось. Программа Indy исчезла по нескольким причинам. Компания Fiat, выкупившая Ferrari, решила сократить расходы и сосредоточиться на Формуле-1. Кроме того, Экклстоун и Балестр начали улаживать разногласия. Угроза Феррари уйти в американский автоспорт показала, что Скудерия может обойтись без Формулы-1, но Формула-1 не могла обойтись без Ferrari. Это примирило двух лидеров.
Это была последняя попытка Энцо Феррари покорить Indy 500. В 1988 году он скончался, и с ним угасли сентиментальные связи Скудерии с Индианаполисом. Indy 500 всегда была исключением для Ferrari из-за различий в регламентах и технологиях. Лишь личная привязанность Энцо поддерживала интерес к этой гонке. Она осталась единственной, которую он страстно желал выиграть, но так и не смог.