Три роковые ошибки Red Bull в Барселоне
Гран-при Испании стал катастрофой для Red Bull и Макса Ферстаппена. Серия стратегических просчетов австрийской команды привела к столкновению с Джорджем Расселлом и значительной потере очков в чемпионате. Разбираемся, как накапливались ошибки и что привело к драматическому финалу в Барселоне.

Отставание Макса Ферстаппена от Оскара Пиастри почти удвоилось в Барселоне. С тремя дополнительными штрафными очками он также сталкивается с угрозой дисквалификации. Что пошло не так? Рассматриваем столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселлом и ошибки Red Bull, которые ему предшествовали.
Ферстаппен шел к своему "обычному" третьему месту в Гран-при Испании, что было бы нормальным результатом, основанным на чистом гоночном темпе. McLaren оставался в собственной лиге в Барселоне, даже после вмешательства ФИА в отношении гибких антикрыльев, заставив Red Bull изменить план на гонку. Другим подходом стала трехпитстоповая стратегия. Это была обоснованная попытка, поскольку стратегия - лучшее оружие, если команде не хватает чистого темпа. По крайней мере, можно было оказывать давление на McLaren, что потом признал и Андреа Стелла.
Однако позднее появление машины безопасности не входило в сценарий Red Bull.
Тем не менее, у Red Bull все еще было три варианта, когда появился Бернд Майландер на машине безопасности, но команда выбрала худший из них.
Первая ошибка: выбор жестких шин
Первым вариантом было остаться на софтах, которые уже были на RB21 Ферстаппена. Они дали бы ему лидерство и, следовательно, преимущество трековой позиции. Защищаться от обеих McLaren было невозможно, но у него остался бы шанс удержать третье место. Более того, софты не были слишком изношены. Ферстаппен заехал в боксы в конце 47-го круга, в то время как машина безопасности появилась на 55-м круге.
Вторым вариантом был пит-стоп на использованный комплект софтов.
"У нас остался только один комплект использованных софтов, им было около шести кругов. Я проехал на них круги до грида", - объяснил Ферстаппен.
"Пик этой резины уже прошел."
Основываясь на этом, Red Bull неправильно предположил, что единственный оставшийся новый комплект - комплект хардов - был лучшим решением.
"Машина безопасности появилась на 55-м круге, что было, вероятно, наихудшим возможным временем с точки зрения нашей стратегии. К сожалению, единственный комплект шин, который у нас был доступен, перейдя на трехпитстоповую стратегию, был новый комплект хардов", - объяснил Кристиан Хорнер.
"И поэтому наше ощущение было, что новый комплект хардов лучше, чем восьмикруговой старый, сильно деградировавший комплект софтов."
Решение было худшим из трех вариантов, поскольку оказалось крайне сложно привести жесткие шины в хорошее рабочее окно для рестарта. Фактически, ни один другой гонщик до Ферстаппена не использовал шины C1 в гонке.
Ферстаппен страдал от избыточной поворачиваемости на рестарте и был "легкой мишенью" против своих соперников, как признал Хорнер. Переход на харды стал началом всех проблем и был первой ошибкой Red Bull в гонке.
"Его обогнали бы две McLaren, но обогнал бы его Леклер? Это все субъективно. Никогда не знаешь. Ты принимаешь решение с информацией, которая у тебя есть под рукой."
Вторая ошибка: неправильная оценка инцидента с Расселлом
Второй ошибкой Red Bull было указание Ферстаппену вернуть позицию Расселлу, что оказалось неправильным решением - и снова, основываясь на доступной информации, Red Bull мог и, возможно, должен был действовать иначе.
Хорнер сказал после гонки, что более быстрая коммуникация от дирекции гонки помогла бы, но он немного лукавил в тот момент.
Все команды имеют доступ к гоночным руководящим принципам, и Red Bull просто сделал неправильную оценку, основанную на них.
Хорнер упоминает слово "контроль", и это действительно решающий фактор. Стюарды ФИА пришли к выводу, что передняя ось Расселла была на уровне зеркала Ферстаппена, что дает атакующему гонщику право на пространство, но только если атакующий гонщик остается в контроле как своей машины, так и обгонного маневра.
Третья ошибка: эмоции берут верх
Эти две ошибки привели к серьезному психологическому давлению на Ферстаппена. После смены шин Ферстаппен спросил: "Какого хрена мы... Какого хрена эти шины?" Его гоночный инженер Ламбьязе ответил: "Это жесткие шины, Макс." Когда Ферстаппен спросил, почему он на жестких, Ламбьязе ответил: "Это был единственный вариант." Как уже говорилось, это было не совсем правдой, поскольку Red Bull мог остаться на трассе или перейти на использованный комплект софтов.
После того, как ему сказали отдать позицию Расселлу, Ферстаппен разозлился еще сильнее:
Это довело Ферстаппена до точки кипения, когда он задел Расселла на пятом повороте. Хотя ошибки Red Bull поставили его в такое положение, такие действия, конечно, не имеют оправданий - как сам Ферстаппен уже признал. Даже на эмоциях, умышленное столкновение в соперников не может быть решением ситуации в автоспорте, особенно в Формуле-1 - которая служит примером.
Как признал Ферстаппен день спустя в заявлении в социальных сетях, его поступок просто "был неправильным" и "не должен был произойти". Хорнер добавил, что голландец извинился перед командой во время послегоночного разбора.
Дорогостоящие последствия
Последствия в том, что воскресенье было дорогостоящим как для Ферстаппена, так и для Red Bull. Во-первых, голландец потерял большое количество очков чемпионата способом, которого можно было легко избежать. Недавние гонки были попыткой догнать McLaren. И отчасти начало получаться, поскольку после восьми гоночных уик-эндов в машине, которая была медленнее почти на всех из них, Ферстаппен отставал от лидера чемпионата Оскара Пиастри всего на 25 очков. В Испании этот дефицит почти удвоился.
Во-вторых, Ферстаппен получил еще три штрафных балла на свою супер-лицензию, доведя общее количество до 11. Набор 12 очков приводит к дисквалификации, а следующие два балла истекут 30 июня, после Гран-при Австрии. Теоретически, Ферстаппен не может позволить себе больше инцидентов в течение следующих двух гоночных уик-эндов, если хочет избежать отстранения.
Драматический финал гонки в Барселоне, омраченный двумя командными ошибками и эмоциями, взявшими верх над Ферстаппеном, могут иметь далеко идущие последствия для остальной части сезона в борьбе за титул, хотя сам Макс высказался, что он не борется за чемпионство из-за разницы темпа машин, вряд ли кто-то ему поверил.
Тем не менее, прошлый воскресный день под испанским солнцем был дорогостоящим как для Ферстаппена, так и для Red Bull в сезоне 2025 года.