Гран-при Бельгии 2025: Какие стратегии ждут нас в Спа?
Гран-при Бельгии 2025 в Спа-Франкоршан обещает стать захватывающим событием для всех поклонников Формулы-1. Трасса, известная своей непредсказуемой погодой и длинными прямыми, создает уникальные вызовы для команд и гонщиков. Ландо Норрис завоевал поул, но Макс Ферстаппен и Оскар Пиастри готовы бросить вызов. Какие тактические решения и шинные стратегии определят исход гонки? Разбираемся в деталях.

Мэтт Юсон анализирует тактические возможности и шинные стратегии, доступные командам на Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршан. В квалификации субботы McLaren уверенно опередила соперников, но исход гонки решат не доли секунды на легком топливе. Ключевыми факторами станут разница в производительности шин, их износ, скорость на прямиках и переменчивая погода, которая обещает держать всех в напряжении.
Для Ландо Норриса, завоевавшего четвертый поул в сезоне и победившего в Сильверстоуне, это не самые приятные новости. Однако его напарник и лидер чемпионата Оскар Пиастри, стартующий вторым, и победитель спринта Макс Ферстаппен, начинающий с четвертой позиции, могут извлечь выгоду из грамотной стратегии, как и любой другой гонщик, готовый удивить соперников.
Что было в прошлом году?
Рассмотрим два сценария: официальные результаты с подиумом и события, связанные с проверками дирекции гонки, включая дисквалификацию Джорджа Расселла.
Начнем с последнего. Гран-при 2024 года стал гонкой с двумя пит-стопами. Льюис Хэмилтон, Оскар Пиастри и Шарль Леклер, занявшие первые три места, использовали схожую стратегию: средние шины, затем два комплекта жестких. Ландо Норрис, финишировавший пятым, и Эстебан Окон, занявший девятую позицию, придерживались той же тактики. Первые пит-стопы прошли между 11-м и 15-м кругами, вторые — между 25-м и 30-м. На других трассах такой диапазон казался бы узким, но на 44-круговой гонке в Спа, самой длинной в календаре, это скорее широкий выбор.
Макс Ферстаппен финишировал четвертым, выбрав стратегию средние>жесткие>средние, Карлос Сайнс, выступавший тогда за Ferrari, стал шестым с комбинацией жесткие>средние>жесткие, а Серхио Перес занял седьмое место, использовав средние>средние>жесткие, с двумя кругами на мягких шинах в конце для очка за лучший круг. Даниэль Риккардо, финишировавший десятым, стал единственным, кто использовал мягкие шины в стратегических целях, выбрав комбинацию мягкие>средние>жесткие. Фернандо Алонсо выделялся на фоне остальных, заняв восьмое место с тактикой одного пит-стопа: средние>жесткие, сменив шины на 13-м круге.
Джордж Расселл, казалось, финишировал первым с одним пит-стопом. Стартовав шестым, он отыграл позицию на первом круге, сменил шины на 10-м круге, будучи пятым, и сохранил место после пит-стопов. Mercedes решила, что его шины выдержат до конца, и Расселл, выдержав давление от Хэмилтона, выиграл с отрывом в 0,526 секунды. Однако его машина оказалась на 1,5 кг легче минимального веса в 798 кг, что привело к дисквалификации, несмотря на блестяще реализованную стратегию.
Какая стратегия будет самой быстрой в 2025 году?
Pirelli в этом году экспериментирует с составом шин. Если в прошлом сезоне использовались C2, C3 и C4, то теперь выбраны C1, C3 и C4, чтобы создать дилемму между агрессивной гонкой с двумя остановками и более консервативной с одной. Погода вносит коррективы, но выбор стратегий остается широким и зависит от температуры трассы, возможности ехать в чистом воздухе и настроек машин.
По расчетам Pirelli, гонка с двумя пит-стопами — самый быстрый путь к финишу, но с минимальным преимуществом. Оптимальная стратегия — мягкие>средние>средние с широкими окнами для пит-стопов: первый между 12-м и 18-м кругами, второй — между 25-м и 31-м. Это отличается от прошлогодних предпочтений, когда мягкие шины не пользовались популярностью, но в 2025 году шины стали более устойчивыми.
Есть ли другие варианты для первой десятки?
Гонка напоминает спор между зайцем и черепахой, но с оговорками: черепаха мотивирована и быстра, а заяц не расслабляется. Разница между одним и двумя пит-стопами минимальна, и команды могут принимать решение уже по ходу гонки. Для одного пит-стопа оптимальное окно — между 16-м и 22-м кругами из 44.
По словам директора Pirelli по автоспорту Марио Изолы: В наших расчетах стратегия с двумя остановками мягкие>средние>средние быстрее, чем мягкие>средние с одним пит-стопом, но разница составляет всего несколько секунд. Завтра, при более низких температурах и меньшем износе шин, вариант с одним пит-стопом может стать реальным, но потребует высокого уровня контроля.
Что с гонщиками из второй половины стартовой решетки?
Разброс позиций в Спа — не редкость, но в этом году он вызван не только штрафами за двигатели. Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон разделены 13 позициями, Алекс Албон и Карлос Сайнс — 10, Джордж Расселл и Кими Антонелли — 12. Быстрые машины распределены по всей решетке. Обгоны в спринте были сложными, но это объясняется одинаковыми шинами на старте. С увеличением износа и разницы в темпе ситуация станет более динамичной.
Длинные прямые в Спа позволяют быстрым машинам продвигаться вперед без рискованных тактик. Однако для тех, кто хочет выделиться, доступна стратегия одного пит-стопа: средние>жесткие с окном между 17-м и 23-м кругами. Она чуть медленнее, чем варианты с мягкими шинами, но многое зависит от погоды и состояния трассы.
Это Спа, так что погода непредсказуема. За выходные уже были солнце, мелкий дождь, ливень и отмена сессии Формулы-3 из-за густого тумана, не позволившего вылететь медицинскому вертолету. Снега в воскресенье, скорее всего, не будет, но остальные сюрпризы возможны.
На вечер субботы прогноз обещал очень дождливое воскресенье, но к моменту гонки вероятность осадков снижается. Утром вероятность дождя составляет 80%, к раннему послеобеденному времени — 40% с 15:00 до 17:00, а затем снова возрастает. Даже если дождь обойдет гонку, утренние осадки повлияют на жесткие шины. В пятницу они выглядели хорошо, но на холодной и чистой после дождя трассе их сцепление ухудшится, как это бывает на трассе Каталунья.