Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 20, август

План FIA по борьбе с травлей в соцсетях

В эпоху цифровизации Формула-1 сталкивается не только с вызовами на трассе, но и с нарастающей проблемой токсичности в социальных сетях. Международная автомобильная федерация (FIA) запустила инициативу United Against Online Abuse, чтобы защитить гонщиков, персонал команд и официальных лиц от кибербуллинга. Программа, стартовавшая в 2023 году, уже приносит первые результаты и готовится к судебным разбирательствам. Рассказываем, как FIA меняет подход к борьбе с хейтом и почему это важно для будущего автоспорта.

План FIA по борьбе с травлей в соцсетях

FIA возглавляет борьбу с онлайн-токсичностью в автоспорте, включая Формулу-1, через международную коалицию. Инициатива United Against Online Abuse, запущенная в 2023 году, начинает приносить результаты после двух лет исследований и масштабных кампаний по повышению осведомленности. Федерация готовится к первому судебному преследованию за кибербуллинг.

Онлайн-токсичность — серьезная проблема для современных гонщиков и спортивных деятелей. Эрин Бурк, представитель FIA, в беседе с PlanetF1.com в гостевой зоне паддока Формулы-1 поделилась историей:  

"Месяц назад я разговаривала с молодой гонщицей из другой серии. Она пытается привлечь спонсоров и добиться финансовой стабильности в спорте как женщина. Ей создали несколько дипфейков откровенно сексуального характера. Когда они попали в сеть, спонсоры начали сомневаться, реальны ли они и как это отражается на их бренде. Это цепная реакция: она выходит на трассу, а после открывает телефон и сталкивается с этим. Среди множества вызовов для гонщиков этот — один из самых острых. Проблема стремительно растет, а формы хейта постоянно меняются. Это серьезно влияет на их карьеры."

Эрин Бурк, возглавляющая инициативу United Against Online Abuse, многое повидала с начала работы. Ранее она трудилась в инвестиционном банкинге, но во время пандемии COVID-19 сменила карьеру, изучив политологию и международные отношения. Ее заинтересовали психологические аспекты взаимодействия в соцсетях, эффекты эхо-камер и влияние внешних триггеров на поведение людей. Президент FIA Мохаммед Бен Сулайем привлек Бурк к руководству кампанией. За 40 минут беседы ее спокойствие сменяется негодованием, когда она рассказывает о шокирующих случаях, с которыми столкнулась за два года работы.

Такие инциденты, хоть и экстремальные, не редкость. На первый взгляд, у гонщиков Формулы-1 есть все: мечтающая профессия, участие в самом престижном чемпионате мира, сотрудничество с ведущими производителями, слава и богатство. Но у этой медали есть обратная сторона. Популярность делает гонщиков, руководителей команд и других ключевых фигур мишенями для агрессии фанатов. Страсть болельщиков нередко переходит границы уважительного диалога, а в соцсетях все чаще вспыхивают споры, полные яда и злобы между фанатскими базами команд и пилотов.

Яркий пример — многолетнее противостояние Red Bull и Mercedes после борьбы за титулы в сезоне 2021 года. Конфликты между гонщиками и руководителями команд разделили фанатов на лагеря, где фанатизм ослепляет болельщиков, заставляя их игнорировать, что команды и пилоты всегда стремятся извлечь выгоду из любой ситуации. Помимо повседневной токсичности в соцсетях, с которой многие научились справляться, случаются вспышки более агрессивного хейта. Например, Юки Цунода столкнулся с волной ксенофобных комментариев после инцидента с Франко Колапинто в этом сезоне. А гонщик Формулы-2 Алекс Дунн получил шквал оскорблений от "фанатов" после столкновения с Виктором Мартеном на Гран-при Монако.

Слава и успех — плюсы вершины автоспорта, но токсичность в сети стала ментальным барьером не только в Формуле-1, но и в младших сериях и даже картинге. FIA, однако, не считает это неизбежной частью профессии. Бурк называет онлайн-токсичность главной проблемой вне трассы для гонщиков Формулы-1 и младших серий. Кампания United Against Online Abuse набирает обороты под руководством Мохаммеда Бен Сулайема. Инициатива стартовала после волны оскорблений в адрес стюарда Сильвии Беллот, наложившей штраф на Фернандо Алонсо на Гран-при США 2022 года. Осознав масштаб проблемы, FIA начала исследования и поиск решений.

При поддержке FIA Foundation инициатива опубликовала два отчета за последние 18 месяцев, а также отдельный отчет о хейте в адрес спортивных журналистов. Что показали исследования? FIA — лидер коалиции, в которую входят MotoGP (FIM), Международная федерация киберспорта, Международная федерация американского футбола и организации, связанные с Олимпиадой (ARISF). Коалиция сотрудничает с международными федерациями, такими как МОК, ФИФА, World Rugby и World Tennis. В этом году в Стокгольме 9 сентября пройдет вторая глобальная конференция, где обсудят защиту спортсменов и персонала от цифрового вреда и расширение коалиции.

Ключевые выводы отчета 2025 года:  
50% нападок на спортсменов носят мизогинный или расистский характер — рост по сравнению с 2024 годом.  
75% федераций сообщают о продолжающихся угрозах в адрес участников и их семей.  
50% федераций отмечают, что волонтеры и официальные лица регулярно сталкиваются с хейтом.  
90% федераций считают, что токсичность может заставить спортсменов покинуть спорт.  

Отчет о спортивных журналистах выявил:  
95% респондентов считают, что онлайн-токсичность в отношении журналистов "очень" или "достаточно распространена".  
75% отметили рост жестокости хейта за последний год, 40% — значительный рост.  
85% заявили, что хейт влияет на их желание освещать определенные темы, угрожая свободе прессы.  
Мизогиния — наиболее распространенная форма хейта, за ней следуют сектантство, расизм и нападки на внешность.

Бурк приводит примеры из автоспорта:

"Были публичные комментарии вроде 'Я буду преследовать тебя с ножом' или 'Я раскрою твой адрес'. Страшно, что многое скрыто в личных сообщениях, где угрозы становятся личными. Большую роль играет азарт. Люди, проигравшие ставки, ищут мести и хотят быть услышанными." В качестве примера опасности она упоминает трагедию колумбийского футболиста Андреса Эскобара, убитого в 1994 году после автогола, стоившего картелю Хенао миллионов долларов. "Угрозы начинаются онлайн, но не заканчиваются там," — говорит Бурк. — "Есть реальные риски в жизни. Можно удалить комментарии, но нужно оценивать угрозы за их пределами. Искусственный интеллект и технологии помогают определять, насколько угроза реальна, и эскалировать ее."  

Что можно сделать для реальных результатов? "Люди не всегда анонимны," — подчеркивает Бурк. — "С метаданными постов и правильными ресурсами можно вычислить, кто стоит за угрозами. Мы в FIA уже делаем это. Мы передали серию постов, перешедших грань законности, нашим партнерам в юридической сфере. Они составили кейсы, определив имена, страны и профессии авторов. Это не полная анонимность, и повышение осведомленности помогает гонщикам обращаться за помощью."

Судебные преследования — один из ключевых инструментов. Уже есть прецеденты: сроки за хейт и оскорбления варьируются от 12 недель до четырех лет.  

Искусственный интеллект также играет роль. 

"Платформы могут задавать пороги для хейта — ксенофобии, расизма, возрастной дискриминации. ИИ в реальном времени скрывает такие комментарии от публики," — объясняет Бурк. — "Это влияет не только на жертву, но и на тех, кто разделяет их характеристики, включая фанатов." Еще один аспект — психологическая поддержка. "Мы знаем, что ментальное здоровье влияет на физические результаты. Важно иметь защитные механизмы: отключиться от сети, выпустить заявление или работать с коучем по ментальному здоровью."  

FIA планирует интегрировать гонщиков в систему поддержки через лицензии, включая суперлицензию Формулы-1. Это может быть доступ к информации или юридическая помощь.

"Гонщики должны знать, как защитить себя," — говорит Бурк. — "Подключение к ИИ-платформам — один из лучших шагов." Первое судебное преследование уже на подходе. "Это станет сигналом для публики, что это возможно," — отмечает Бурк.

Публикация дел будет зависеть от обстоятельств и желания жертвы.  

Команды Формулы-1 по-разному реагируют на инициативу. Некоторые имеют внутренние ресурсы для мониторинга соцсетей, другие привлекают аутсорсинг, чтобы блокировать токсичные комментарии. Это требует времени и средств, но FIA готовит новые инструменты для команд, возможно, уже в этом году. 

"Мы два года изучали масштаб проблемы и разрабатывали решения," — говорит Бурк. — "Мы создаем модель реагирования для организаций, прошедшую академическую проверку. Она будет доступна в этом году."  

Некоторые команды считают инициативу показной, но Бурк возражает:

"Все зависит от того, ощутили ли команды проблему. В ралли, например, случаи были, и организаторы тоже жаловались на хейт. Если ты не сталкивался с этим, сложно понять масштаб."  

Есть мнение, что рост токсичности связан с притоком новых фанатов после сериала Drive to Survive. Бурк сомневается:

"Эта проблема была неизбежна. Даже в менее популярных видах спорта мы видим то же самое. Возможно, это симптом эпохи, когда мы все время на связи."

Данные показывают, что токсичное поведение не зависит от возраста или пола — это "смешанный набор" от молодых девушек до пожилых мужчин, включая журналистов.  

Отчет о журналистах показал, что женщины и представители меньшинств чаще становятся мишенями.

"Мужчины-журналисты говорят, что их коллеги-женщины получают совсем другие комментарии за те же материалы," — отмечает Бурк.  

Инициатива продолжит работу до июля 2028 года благодаря финансированию FIA Foundation. Есть надежда на привлечение коммерческих средств. Соцсети — ключ к успеху, но платформы неохотно сокращают взаимодействие, даже токсичное. 

"Мы много общаемся с TikTok, их отделом по борьбе с хейтом и репутацией бренда. Платформа X имеет уникальную модель и свои правила," — говорит Бурк.  

Успехи есть в сотрудничестве с правительствами: Грузия стала десятой страной, присоединившейся к коалиции. Разные культурные нормы усложняют задачу, но спорт объединяет. 

"Правительства видят ценность в том, чтобы их страны принимали соревнования," — поясняет Бурк.  

Что такое успех для UAOA? 

"Организации должны иметь четкие механизмы реагирования, включенные в их правила и образовательные программы," — говорит Бурк. Коалиция выросла с нуля до 70 членов, включая 10 правительств. Но главное — поддержка гонщиков. "Мы провели брифинг для Формулы-2 и Формулы-3. Один гонщик рассказал о своем опыте хейта — это потрясло меня. А потом ко мне подошла 10-летняя девочка и сказала: 'Трасса — мое безопасное место, но я получаю угрозы смерти за то, что люблю'. Это и есть причина, почему мы делаем это."
0 комментариев