Ферстаппен бьёт рекорд скорости Формулы-1 на Гран-при Италии
На трассе Монца, храме скорости Формулы-1, Макс Ферстаппен вписал своё имя в историю, установив новый рекорд самой быстрой средней скорости на круге. Гран-при Италии 2025 года подарил болельщикам захватывающую борьбу за поул, где Ландо Норрис на мгновение стал рекордсменом, но уступил чемпиону Red Bull. Этот рекорд — не только триумф пилота, но и свидетельство эволюции болидов Формулы-1.

Макс Ферстаппен побил рекорд самой быстрой средней скорости в истории Формулы-1, показав 1:18.792 и среднюю скорость 264,681 км/ч на квалификации Гран-при Италии 2025 года в Монце. За несколько минут до этого Ландо Норрис ненадолго стал рекордсменом, проехав круг за 1:18.869 со средней скоростью 264,423 км/ч, превзойдя достижение Льюиса Хэмилтона 2020 года (264,362 км/ч). Однако Ферстаппен тут же ответил, установив сразу два рекорда: самый быстрый круг и самый короткий период удержания рекорда скорости.
Значимость этого события в пылу борьбы за поул и сложной формы Red Bull могла остаться незамеченной. Давайте разберём достижение Ферстаппена в контексте истории Формулы-1.
Рекорд средней скорости — это показатель мастерства гонщика и возможностей машины. Высокая скорость на прямой доступна многим, но удержание высокой средней скорости на круге требует выдающихся навыков и быстрого болида. Предыдущие обладатели этого рекорда — почти исключительно чемпионы мира.
Для анализа ранних рекордов исключаем Гран-при Индианаполиса 1950-х годов, где использовались иные машины и овальная трасса. Первый рекорд скорости в чемпионате мира установил Джузеппе Фарина в 1950 году на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне — 151,300 км/ч. Тогда трасса сильно отличалась от современной. Фарина улучшил свой результат на Гран-при Швейцарии и Бельгии, но его напарник по Alfa Romeo, Хуан Мануэль Фанхио, поднял планку во Франции и Италии, достигнув 191,231 км/ч на Монце.
Через год Фанхио снова превзошёл себя на Гран-при Италии, показав 200,353 км/ч на эволюционировавшем Alfa Romeo 159. Этот болид с 1,5-литровым двигателем выдавал свыше 400 л.с. благодаря двухступенчатому наддуву и топливу с метанолом, расходуя галлон каждые полтора километра. Не зря в документах Alfa Romeo машину называли "широкобедрой" из-за увеличенных топливных баков.
В 1952–1953 годах, с переходом на технику Формулы-2, рекорд Фанхио оставался непревзойдённым. Лишь в 1955 году он сам обновил его на Монце, пилотируя "обтекаемый" Mercedes W196 на комбинированной трассе с банковыми поворотами, достигнув 216,216 км/ч. В 1956 году Фанхио, выступая за Ferrari, довёл рекорд до 221,402 км/ч, возглавив квалификацию в Монце. Удивительно, но это достижение осталось в тени: Денис Дженкинсон в Motor Sport не упомянул его, а Грегор Грант в Autosport увлёкся победой Стирлинга Мосса и благородством Питера Коллинза.
Рекорд обновлялся нерегулярно до начала 1970-х. В 1959 году Тони Брукс на Ferrari показал 240 км/ч на трассе АФУС, представлявшей собой два поворота, соединённых автобаном. С переходом на 1,5-литровые двигатели в 1961 году рекорд оставался неизменным до 1966 года, когда Джим Кларк на трассе Спа-Франкоршам записал на свой счёт 243,920 км/ч на 14,120-километровой трассе.
Крис Амон, один из лучших пилотов без побед в чемпионате, побил рекорд в 1970 году в Спа (244,700 км/ч) и в 1971 году в Монце (251,213 км/ч). Между этими достижениями Жаки Икс на Ferrari показал 246,018 км/ч в квалификации Гран-при Италии 1970 года. Тогда Монца была без шикан, что делало скорости ещё более впечатляющими. Рекорд Амона 1970 года выделяется: он установил его в гонке, а не в квалификации, на не самом конкурентоспособном March 701, преследуя Педро Родригеса на BRM с, как считал Амон, нелегальным двигателем.
В 1971 году в Монце Амон, благодаря слипстриму от Тима Шенкена на Brabham, обошёл Икса, но тольятти не сразу признали его время. Autosport отмечал, что Ferrari, вероятно, манипулировала результатами, чтобы поддержать интерес публики. Амон неудачно стартовал, а затем, пытаясь снять tear-off, потерял весь визор и финишировал с отставанием.
Рекорд Амона продержался до 1985 года, когда Кеке Росберг на Williams-Honda показал 258,983 км/ч в Сильверстоуне. Его левое переднее колесо теряло давление из-за прокола, но это не помешало дерзкой атаке в финале квалификации перед дождём. Росберг считал, что без прокола мог бы проехать ещё быстрее. В эпоху турбомоторов с мощностью 1000 л.с. это был пик скоростей, пока FIA не ограничила давление наддува и объём баков.
Найджел Роубак в Autosport писал: "В следующий раз [на Сильверстоуне] машины, возможно, будут медленнее, а трасса изменится". Так и произошло, и рекорд Росберга продержался до 2002 года, когда Хуан Пабло Монтойя на Williams-BMW установил 259,827 км/ч. В сезон доминирования Ferrari это стало вызовом для Scuderia, хотя в гонке болид Монтойи подвёл.
В 2004 году, на пике эры V10, Монтойя снова побил рекорд в Монце, впервые превысив 260 км/ч. Джон Макилрой в Autosport не выделил это событие, отдав приоритет слухам о возможном увольнении Ярно Трулли из Renault. Сам Монтойя был в восторге: "Даже если это не запишут как самый быстрый поул, я знаю, что сделал. Это важно, ведь с новыми правилами мой рекорд может продержаться 50 лет".
Однако уже через 14 лет, в 2018 году, Кими Райкконен на Ferrari побил рекорд на Монце (262,587 км/ч), став первым пилотом Ferrari с рекордным кругом после Икса. В 2020 году Льюис Хэмилтон на трассе без зрителей из-за пандемии установил 264,362 км/ч.
В 2025 году Монца, полная болельщиков, стала свидетелем двойного рекорда: сначала Норрис, затем Ферстаппен. Их противостояние подчеркнуло не только мастерство пилотов, но и прогресс технологий Формулы-1.