Спринты в Формуле-1: до 10 гонок к 2027 году
Спринт-формат в Формуле-1 набирает обороты, предлагая дополнительные зрелищные элементы на этапах. Серия стремится выйти за рамки шести спринтов в сезоне уже к 2027 году, учитывая растущий интерес промоутеров и болельщиков. Руководители трасс делятся мнениями о преимуществах такого подхода, подчеркивая его вклад в общую атмосферу уик-энда.

С ростом конкуренции за популярный спринт-формат в Формуле-1 серия проявляет интерес к расширению числа таких гонок за пределы шести в сезоне уже к 2027 году.
Формула-1 ввела спринт-гонки перед сезоном 2021 года, чтобы усилить зрелищность уик-энда Гран-при и предложить более увлекательный продукт для телезрителей и посетителей трассы. Изначально тестировали три спринта в год, а с 2023-го перешли к шести, неоднократно корректируя формат в ответ на замечания от фанатов и команд.
По мере роста календаря до максимум 24 Гран-при лишь четверть этапов получает шанс провести спринт. Мнение публики и гонщиков постепенно становится позитивнее, что усиливает борьбу за слоты: все больше промоутеров осознают ценность спринтов.
Ценность для зрителей
Бобби Эпштейн, сооснователь и управляющий партнер трассы Circuit of the Americas в Остине, которая вернет спринт на предстоящий Гран-при США, не фиксирует значительного роста продаж билетов, но подчеркивает добавленную ценность для гостей.
"Спринт просто повышает ценность билета", — отметил Эпштейн."Не уверен, что это сильно увеличило продажи, но болельщики начинают к нему привыкать. Изначально формат не воспринимался как ключевой актив и не стимулировал спрос. Однако он обогащает уик-энд, давая больше развлечений, что всегда приветствуется. Мы стремимся к максимуму впечатлений за выходные.
Если зритель с билетом на уик-энд проводит на трассе дополнительные часы, это выгодно нам — больше контента. Люди вряд ли выбирают приезд на Гран-при именно из-за спринта. Продажи и спрос не сдвинулись заметно, но без сомнений, это дополнительное зрелище, а мы за него".
Коллега Эпштейна по Гран-при Майами Тайлер Эпп в прошлом году рассказал Motorsport.com, что спринты начинают влиять на мероприятие во Флориде. Тогда он признавался в первоначальных сомнениях относительно эффекта, но теперь признает их пользу. Первый спринт в Майами привел к росту посещаемости в субботу на этапе 2024 года, и трасса с радостью повторила опыт в текущем сезоне.
FOM рассматривает больше спринтов к 2027 году
Пока Формула-1 ограничивается шестью спринтами в календаре на сезон, эти места востребованы. Организаторы Гран-при Бельгии отметили, что "очень горды" быть "единственной европейской трассой" с таким форматом в этом году.
Но ситуация может измениться: глава Формулы-1 Стефано Доменикали намекнул на рост числа спринтов в среднесрочной перспективе. Для 2026 года субботние гонки останутся на уровне шести, но Motorsport.com известно о переговорах по увеличению до примерно 10 уже в 2027-м. Это потребует согласия от держателя коммерческих прав FOM, регулирующего органа FIA и команд.
"Должен сказать, что кроме некоторых заядлых традиционалистов, все желают спринт-уик-эндов", — поделился Доменикали с Motorsport.com и другими СМИ перед минувшим Гран-при Италии. "Промоутеры настаивают на этом формате, и теперь гонщики тоже заинтересованы.
Я немного провоцирую, но свободные практики привлекают узких специалистов; те, кто хочет больше динамики, предпочитают спринт-уик-энды. С пятницы появляется больше тем для обсуждений — квалификация, — но я понимаю, что это должно войти в культуру Формулы-1.
Направление ясно: гарантирую, через несколько лет возникнет спрос на единый формат для всех уик-эндов. Не говорю, что дойдем до MotoGP с спринтом на каждом этапе — это слишком радикально. Вижу это как процесс взросления, уважающий традиционалистов".
В том же интервью Доменикали предложил идею гонок с обратным стартовым порядком и укороченных дистанций Гран-при. Эти замечания не отражают конкретных планов FOM и ее владельца Liberty Media, но спровоцировали дебаты о целесообразности кардинальных изменений для привлечения молодой аудитории.
Эпштейн из COTA признал, что Формуле-1 приходится балансировать тонко, но поддержит любые решения серии: "Стефано пойдет на это только если сочтет выгодным для спорта.
Часть того, что делает Стефано выдающимся лидером, — его умение развивать Формулу-1 и сохранять актуальность, не жертвуя богатым наследием и традициями. Это сложный баланс, но он достигает его с энтузиазмом, не ущемляя интересы фанатов, команд или гонщиков.
Мы продолжим фокусироваться на отличном опыте для зрителей и доверим Стефано решать, что лучше для самого спорта. В нем я полностью уверен".