Пресс-конференция руководителей команд на Гран-при США 2025 года
Сезон Формулы-1 2025 года подходит к решающей стадии, и Гран-при США обещает стать очередным эпизодом напряженной борьбы. McLaren уже празднует победу в конструкторском зачете, но битва за личный титул между Ландо Норрисом, Оскаром Пиастри и Максом Ферстаппеном в самом разгаре. Руководители команд Зак Браун, Тото Вольфф и Лоран Мекис поделились своими мыслями о текущем сезоне, инциденте в Сингапуре и планах на 2026 год в преддверии уик-энда в Остине.
Вопрос: Зак, начнем с вас. Конструкторы снова чемпионы. Как проходило празднование в технологическом центре McLaren? Зак Браун: Празднование было великолепным. Мы очень гордимся нашей гоночной командой. Конечно, мы немного отметили победу на трассе, но главное — мы разделили этот момент со всеми сотрудниками на базе McLaren. Гоночная команда проделала фантастическую работу, но без поддержки коллег в технологическом центре это было бы невозможно. Мы устроили большой праздник, на котором присутствовали оба гонщика, а затем провели семейный день, чтобы порадовать и близких наших сотрудников. Это была отличная неделя.
Вопрос: В прошлом году вы завоевали титул на последней гонке, а в этом году сделали это за шесть этапов до конца. Как это влияет на атмосферу в боксах на этом уик-энде? ЗБ: Никак. Мы работаем в обычном режиме. Мы с самого начала сезона жестко сражаемся с соперниками, а наши гонщики — друг с другом, начиная с Австралии. Завоевание титула ничего не меняет в нашем подходе к гонкам.
Вопрос: Зак, теперь, когда титул конструкторов у вас в кармане, меняется ли что-то в подходе к гонкам ваших пилотов? ЗБ: Нет, абсолютно. Мы продолжаем работать как обычно.
Вопрос: Вчера гонщики упомянули возможные последствия за инцидент, подобный тому, что произошел в Сингапуре. Что они имели в виду? Можете привести примеры таких последствий? ЗБ: В начале сезона мы четко определили, как хотим вести борьбу, в том числе между нашими пилотами. Так называемые «правила папайи», о которых все говорят, сводятся к одному: не сталкиваться друг с другом и не вытеснять напарника с трассы. Это простое правило, которое стало чем-то вроде мема. Мы хотим, чтобы гонщики сражались жестко, но без контактов, которые ставят под угрозу их самих и команду. Мы договорились с пилотами еще в межсезонье, как будем разбирать подобные ситуации. Инцидент в Сингапуре был незначительным — старт Гран-при, мокрая трасса, хаос, и явно никто не действовал умышленно. Последствия зависят от ситуации, и в этом случае они были минимальными.
Вопрос: Можете раскрыть, что именно подразумевается под последствиями? ЗБ: Нет, это внутренние дела команды. Я понимаю, что всем любопытно, но оба гонщика в отличной форме, и мы хотим, чтобы они продолжали жестко бороться. Управлять двумя равными пилотами непросто. Тото уже сталкивался с этим, а Лоран только начинает. Мы хотим, чтобы оба гонщика боролись за титул, и это сложнее, чем иметь явного первого и второго номера. Мы — гонщики, и нам нравится видеть борьбу, но без контактов.
Вопрос: Считаете ли вы борьбу за титул пилотов исключительно внутренней дуэлью McLaren или Макс Ферстаппен все еще в игре? ЗБ: Макс однозначно в игре. Считать, что он не участвует в борьбе за титул, было бы большой ошибкой.
Вопрос: Лоран, что скажете о шансах Макса на титул? Лоран Мекис: Не хочу вас разочаровывать, но внутри команды мы просто идем от гонки к гонке. Это не просто слова для пресс-конференции. Если зайти в нашу инженерную комнату, никто не обсуждает титул — ни до, ни после уик-энда. Мы сосредоточены только на текущей гонке, на следующей сессии. Вся энергия уходит туда. Результаты приходят сами собой. Как сказал Зак, мы не меняем подход в зависимости от положения в чемпионате или шансов. Мы выходим на трассу и стараемся выжать максимум из машины в каждый уик-энд.
Вопрос: Макс вчера оценил свои шансы как 50/50. Можете ли вы дать свою оценку? ЛМ: Нет, я не буду ставить проценты. Это ничего не меняет в нашем подходе. Мы любим чистые гонки. На таком уик-энде, как в Остине, четыре команды могут побороться за победу. Все решают полдесятых, десятая доля секунды — это разница между поулом и третьим рядом. Мы сосредоточены на этом, а проценты тут ни при чем.
Вопрос: После обновлений в Сингапуре, считаете ли вы, что ваша машина способна бороться за победу на каждой оставшейся гонке до Абу-Даби? ЛМ: Да, это справедливо. Мы считаем, что у машины есть потенциал, чтобы быть в борьбе на большинстве трасс. Это не значит, что мы будем выигрывать, но если мы идеально выполним свою работу и выжмем из машины все, то сможем бороться за победу. Это не гарантирует успеха на каждом уик-энде — Тото, Зак или Фред могут нас опередить, — но мы в группе лидеров.
Вопрос: Тото, переместимся в 2026 год. Состав пилотов подтвержден. Это было простое решение? Тото Вольфф: Это было решение, принятое с самого начала. Мы выбрали этот состав еще в прошлом году. Джордж Расселл отлично справляется с ролью лидера, а для Кими Антонелли это год обучения. Так что решение было очевидным.
Вопрос: Этот сезон для Кими был полон взлетов и падений. Были ли у вас сомнения в том, что он справится? ТВ: Никогда. Если посмотреть на его результаты в юниорских сериях, на его личность, у меня и у команды нет сомнений в правильности нашего выбора и в том, что мы дали ему этот шанс.
Вопрос: Вопрос о выступлениях. Вы победили в последней гонке. Как вы оцениваете последние шесть гонок? Преодолели ли вы слабые стороны машины, чтобы бороться за победы? ТВ: Как сказал Лоран, этот сезон — коробка сюрпризов. Зак и McLaren провели фантастический сезон, доминировали, хотя недавно у них был небольшой спад, но они всегда впереди. Между Red Bull, McLaren, Mercedes и отчасти Ferrari сложно предсказать, что произойдет. Мы не ожидали, что будем относительно доминировать в Сингапуре.
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
Вопрос (Стюарт Кодлинг – Autosport): Сегодня здесь была пресс-конференция, где обсуждалась сделка с Apple TV и Формулой-1. Они говорят о стремительном росте аудитории в США. Насколько это реалистично? ЗБ: Я считаю, это вполне реально, хотя потребуется время. Их фильм уже вызвал интерес. У них огромный охват и передовые технологии, а наш спорт очень технологичен. Эдди Кью, один из их руководителей, настоящий фанат Формулы-1, и его страсть движет компанию. Я воодушевлен их возможностями — не только на гоночных уик-эндах, но и круглосуточно через их каналы и технологии. Мы будем тесно сотрудничать, и я с нетерпением жду, что принесет следующий год. ТВ: Это станет большим толчком не только в США, но и во всем мире. Apple News — крупнейший новостной агрегатор, и поддержка таких лидеров, как Эдди, говорит о многом. С их устройствами — часами, телефонами — это огромный успех для Формулы-1. И для Apple это тоже принесет ожидаемые результаты. ЛМ: Согласен. Если поговорить с их представителями, вы тоже поверите в реальность этих планов. Их охват невероятен, и это вдохновляет команды. Мы годами пытались привлечь американскую аудиторию, и в последние годы это удалось. Эта сделка открывает новые горизонты. У нашей команды много американских партнеров, и рост в этом рынке важен для спорта и фанатов.
Вопрос (Иэн Паркс – RacingNews365.com): Зак, в первой практике Sky спрашивали о последствиях для Ландо, и вы сказали, что это вряд ли будет заметно. Если это несущественно, почему бы не быть открытым и прозрачным, как вы часто говорите? Слово «последствия» только породило спекуляции о том, как это скажется на шансах Ландо в чемпионате. ЗБ: Мы соревнуемся с девятью другими командами, и не всегда нужно раскрывать свои карты. Мы стараемся быть максимально прозрачными, но инженерные разборы закрыты не просто так. Мы сообщили, что приняли меры, и это уже достаточно открыто. Но в спортивном событии нельзя раскрывать все — как, например, настройки машины.
Вопрос (Сахил Капур – NBC): Зак, Оскар сказал, что не ждет и не хочет преференций в борьбе за титул. Если Макс станет большей угрозой, можете ли вы представить ситуацию, где одному гонщику будут отдавать предпочтение? Или это потребует согласия обоих? ЗБ: Мы идем от гонки к гонке. Макс слишком близко, чтобы расслабляться. Ландо отстает на одно первое место, Оскар — на один сход. Мы видели в Зандворте, как быстро все может измениться. Наша цель — чтобы пилоты финишировали первым и вторым в Остине. Мы будем оценивать ситуацию на каждом этапе. В прошлом году в Баку мы начали помогать Ландо, но Оскар выиграл гонку, а Ландо помогал ему. Этот спорт непредсказуем, но сейчас оба пилота имеют равные шансы на титул.
Вопрос (Леонид Клиуев – Grande Premio Brazil): Зак, часто вспоминают 2007 год, когда Льюис и Фернандо проиграли титул. Обсуждаете ли вы этот пример внутри команды, и какие уроки вы извлекаете? ЗБ: Это риск, когда у тебя два равных пилота, как в 2007 году, когда они набрали одинаковое количество очков, а Кими их опередил. Но именно так McLaren хочет выступать. Мы хотим, чтобы оба пилота могли бороться за титул. Если выбрать первого и второго номера, это может навредить конструкторскому зачету. Это сложный спорт, но мы готовы к рискам, как в 2007 году.
Вопрос (Найджел Чиу – Sky Sports): Зак, вы не раскрываете последствия для Ландо. Каковы они в перспективе? Хотите ли вы вернуть разрыв в шесть очков? Какова цель? ЗБ: Мы хотим, чтобы пилоты жестко боролись, но не сталкивались. Это так просто.
Вопрос (Рональд Вординг – Motorsport.com): Лоран, Макс сказал, что 2026 год не будет полностью чистым листом, и некоторые знания можно перенести. Согласны ли вы, и о чем идет речь — об операционных процессах или технических аспектах, таких как износ шин? Как вы уверены в прогрессе перед 2026 годом? ЛМ: Да, многое можно перенести в 2026 год. Это чистый лист с точки зрения проектирования машины и силовой установки, но используются те же люди, методы, процессы и инструменты. Для нас было важно раскрыть потенциал текущей машины, чтобы понять ограничения наших инструментов и лучше подготовиться к 2026 году. Это дает больше уверенности в методологии. Знания о шинах, разработке машины, корреляции данных — все это переносится, даже если шины изменятся.
Вопрос (Джек Смит – Motorsport Monday): Тото, вы говорили в Зандворте, что на Кими оказывалось большое давление как на новичка в топ-команде. Теперь, когда его место подтверждено на 2026 год, какие реалистичные цели вы ставите перед ним? ТВ: Давление на Кими огромно — он выступает за топ-команду, его напарник выигрывает гонки и борется за титул. Плюс он итальянец, а Италия давно ждет конкурентоспособных пилотов. Но это по-прежнему сезон обучения. У него впереди пять-шесть трасс, которые он не знает, включая Остин. Мы ожидаем как хороших результатов, так и сложных уик-эндов. В следующем сезоне все начнется с чистого листа — новые машины, и Кими уже познакомится с трассами и научится справляться с давлением.
Вопрос (Адам Купер – Adam Cooper F1): Тим Майер сегодня заявил о проблемах в выборном процессе FIA. Есть ли у вас мысли по этому поводу и по тому, что в декабре не будет соперника Мохаммеду Бен Сулайему? ТВ: Я не слышал эту пресс-конференцию. Но в любом спорте или политике у действующего президента есть преимущества — это не новость. Очевидно, что Мохаммед продолжит руководить FIA в следующем периоде. ЗБ: Я не знал о пресс-конференции и не могу комментировать. Согласен с Тото. ЛМ: То же самое — я не видел пресс-конференцию. Процесс выборов в FIA существует давно. Для нас, команд, важно, чтобы отношения с FIA оставались крепкими. Мы тесно работаем над правилами 2026 года и ждем следующих шагов.
Вопрос (Тим Хаурэни – TSN): Лоран, Red Bull совершила впечатляющий прорыв с вашим приходом. Насколько сложно было завоевать доверие команды? ЛМ: Прорыв — заслуга людей в Милтон-Кейнсе, которые не принимали ограничения проекта, искали решения и балансировали между 2025 и 2026 годами. Это большая группа под руководством Пьера Ваше. Иногда усилия не приносят результата, но в этот раз машина откликнулась, и пилоты получили больше возможностей. Что касается доверия, все были открыты и приветливы, несмотря на неожиданные перемены. Я благодарен за их поддержку и постепенно вникаю в процессы команды.
Вопрос (Родриго Франса – Car Magazine Brazil): Зак и Тото, как ваш гоночный опыт помогает вам быть успешными руководителями? Лоран, мечтали ли вы стать гонщиком? ТВ: Спасибо за комплимент! Мы с Заком, возможно, оцениваем свои гоночные карьеры скромнее, но мы выкладывались по полной. Наш спорт — это пересечение технологий и человеческого фактора. Опыт вождения и работы с настройками машин помогает понимать данные и разборы. Успешные руководители в Формуле-1 часто те, кто не дошел до нее как пилоты — Берни, Кристиан, Зак и я. Лоран пришел с инженерной стороны, но опыт вождения — это преимущество. ЗБ: Как сказал Тото, ты понимаешь мышление команды и пилотов. Руководить командой и участвовать в гонках во многом похоже: нужны лучшие люди, оборудование, умение общаться, принимать риски. Мы много разбивались, но вставали и продолжали. Это помогает, но не единственный путь к управлению командой. ТВ: Но мы всегда были быстрыми, пока не разбивались. ЗБ: Очень быстрыми. Поэтому и разбивались — слишком быстро. ЛМ: Все мечтают быть гонщиками. Эти парни добились своего, а я — нет. Но в паддоке, независимо от роли — пилота, инженера, журналиста, — все мы безумно любим этот спорт. Это страсть движет нами, заставляет учиться и глубже понимать Формулу-1. Это сочетание человеческого фактора и технологий делает спорт уникальным.
Вопрос (Рональд Вординг – Motorsport.com): Тото, как сложно было балансировать между лояльностью к Джорджу и Кими и ответственностью за будущее четырехкратного чемпиона, как Макс? Были ли противоречия? Готовы ли вы к подобному через восемь месяцев? ТВ: Я знал, что вы это спросите. Прозрачность — лучший путь, хотя иногда она оборачивается против тебя. Я всегда был честен и выбрал Джорджа и Кими. Это всегда было нашей целью, даже в сложные моменты летом.
Вопрос (Адам Купер – Adam Cooper F1): Есть ли у вас опасения по поводу зрелищности гонок в 2026 году и возможного большого разрыва в пелотоне из-за различий в силовых установках? ТВ: Если мы будем быстрыми — все в порядке. Мы не знаем, как будет. В симуляторе все выглядит иначе, но не обязательно хуже. Это может быть новая тактическая игра с управлением энергией. Через полгода станет ясно. ЗБ: Как сказал Тото, мы не знаем. Но я удивлюсь, если Формула-1 не будет зрелищной — она всегда такая. Инженеры умны, и даже если в начале будет разрыв, он быстро сократится. Я не переживаю. ЛМ: Согласен.