Проблема с первым поворотом в Мехико?
Хаос в первом повороте Autodromo Hermanos Rodriguez снова привлёк внимание после Гран-при Мексики. Четыре болида на ширине одного — и неизбежные срезки. Джордж Расселл жёстко раскритиковал коллег, а история подсказывает: проблема не нова. Разбираемся, почему первый поворот в Мехико стал синонимом споров и как это исправить.
Можно ли утверждать, что одна форма гонок хуже другой, но слова Джорджа Расселла о том, что стандарты пилотирования его соперников по Формуле-1 на прошлонедельном Гран-при Мексики достойны газонокосилок, подняли важный вопрос.
Его трудно винить. Когда Ландо Норрис, Льюис Хэмилтон, Шарль Леклер и Макс Ферстаппен (с внутренней по внешнюю сторону) вчетвером влетели в первый поворот, Ферстаппен заблокировал колёса на пыльной внешней поребрике и проехал прямо через эту зону.
Хэмилтон точно оставил Леклеру достаточно места для прохождения поворота, но монегасск решил срезать и второй поворот, выйдя в лидеры — он пропустил Норриса вперёд, но всё равно получил решающее преимущество над напарником.
Глядя на Autodromo Hermanos Rodriguez, очевидно одно: трасса сужается в связке поворотов 1-2-3. Вчетвером входить в первый поворот — не редкость, но места для выхода в том же составе явно нет.
Это не значит, что инциденты неизбежны. С возвращения Мексики в календарь Формулы-1 в 2015 году старты неоднократно проходили образцово.
В равной степени очевидно, что срезки трассы случались слишком часто и нередко искажали расстановку сил — ведь не всегда понятно, вытолкнули ли гонщика за пределы или он получил долговременное преимущество.
Даже в 2016-м, когда болиды Формулы-1 были меньше, Хэмилтон заблокировал колёса и проехал прямо через второй поворот — почти как Ферстаппен в воскресенье, — а Нико Росберг был вытеснен Ферстаппеном, тоже срезал поворот и вернулся впереди голландца.
Стюарды не приняли мер. Провести черту невероятно сложно: Хэмилтон явно лидировал на входе в зону торможения первого поворота, но значит ли это, что он имел право на лидерство независимо от блокировки?
Росберг был не одинок в своём случае. В прошлом году Карлос Сайнс тоже выбрал внешнюю траекторию, пытаясь отобрать лидерство у Ферстаппена. Red Bull был впереди на апексе и потому не обязан оставлять место снаружи, так что как поступить? Притормозить и потерять позиции или срезать поворот, заявить, что тебя вытолкнули, и «щедро» вернуть место тому, кого пытался обогнать?
Интересно, что три этих случая — 2016, 2024 и 2025 годов — различаются. Все трое гонщиков получили позицию при срезке, но только Сайнс по-настоящему её вернул. Росберг не вернул, в эпоху без руководящих принципов пилотирования, так что у него было больше оснований считать себя вытесненным. Леклер тоже сохранил позицию относительно Хэмилтона, но в отличие от двух предыдущих, у него явно было место, чтобы остаться на трассе.
В итоге всё сводится к тому, насколько гонщик старается остаться в пределах трассы.
История показывает: в похожих ситуациях пилоты упорствовали, а не выбирали лёгкий путь из борьбы. В 2017-м Себастьян Феттель вытолкнул Ферстаппена, но тот удержался и использовал ставшую внутренней траекторию во втором повороте. Та же динамика была между Ферстаппеном и Хэмилтоном в 2019-м. Жёсткая, но честная борьба — именно это Леклеру следовало сделать в воскресенье. Он был чуть позади, не мог бросить вызов Хэмилтону во втором повороте, но должен был перегруппироваться и контратаковать позже.
Конечно, лучший способ избежать проблем — сделать то, что Ферстаппену удалось в 2021-м: войти в первый поворот втроём с болидами Mercedes, затормозить гораздо позже и обойти по внешней.
Внешняя траектория не проклята и не должна автоматически открывать дверь для срезки.
Что можно сделать?
Как решить эту проблему? Очевидного выхода нет.
Трава явно не замедляет болиды достаточно, чтобы трасса оставалась быстрее.
Гравий был бы неплохим решением, но с учётом конфигурации участка любая машина, проехавшая прямо, неизбежно вынесет камни на трассу. Сейчас это часто означает виртуальный сейфти-кар — что тоже искажает ход гонки.
А стена? Это мощный сдерживающий фактор — но в зоне, где болиды иногда достигают 370 км/ч перед торможением, это вряд ли соответствует стандартам безопасности FIA.
Остаётся лишь изменение конфигурации, но зачем менять участок, который способен дарить зрелищные сражения — если все ведут себя должным образом?
В воскресенье Фернандо Алонсо хитро заметил: если стюарды сочли, что Леклер и Ферстаппен (и другие!) не заслуживают штрафа за хаос на первом круге, он поступит так же в следующий раз.
Значит, стюардам нужно обозначить позицию. Не позволять никому срезать поворот без необходимости. Сделаем это чётко: либо гонщика незаконно вытолкнули — и соперник получает штраф, — либо он незаконно срезал поворот — и штрафует его.
Это не должно быть жёстко; очевидно, будут особые случаи, когда наказывать никого не нужно. Но ощущение «мне это сойдёт с рук» необходимо искоренить.