Лимит бюджета в Формуле-1: суть и механизм действия
В сезоне 2025 года борьба за титулы в Формуле-1 выходит на новый уровень, где не только скорость болидов Макса Ферстаппена или Льюиса Хэмилтона решает исход, но и строгая финансовая дисциплина. Лимит бюджета стал настоящим катализатором перемен, помогая аутсайдерам вроде Williams с Карлосом Сайнсом или Haas дышать на равных с гигантами вроде Ferrari и Red Bull. Это не просто правила — это шанс для каждого гонщика почувствовать вкус подиума, независимо от спонсоров.
Команды Формулы-1 работают в рамках лимита бюджета, чтобы контролировать расходы, предотвратить их неконтролируемый рост и создать более равные условия для всех участников. Вот что такое лимит бюджета в Формуле-1 и как он функционирует.
Лимит бюджета в Формуле-1 снова привлек внимание, поскольку управляющий орган чемпионата — Международная автомобильная федерация (FIA) опубликовала свои выводы по сезону 2024 года.
В отчете указано, что все команды, а также производители силовых установок, уложились в лимит, но Aston Martin допустила "процедурное нарушение" в части оформления документов.
Однако ранее уже был случай, когда команда превысила лимит и понесла наказание. Поэтому вот все, что нужно знать о лимите бюджета в Формуле-1.
Лимит бюджета в Формуле-1 устанавливает верхнюю границу трат команды на болид за календарный год. Он вступил в силу в 2021 году. Изначальный план, разработанный до пандемии, предполагал потолок в 175 миллионов долларов. Но когда COVID-19 нарушил сезон 2020 года и поставил под угрозу финансы некоторых коллективов, лимит снизили до 145 миллионов долларов, с дальнейшим уменьшением на 5 миллионов долларов в год на 2022 и 2023 годы.
Для сезонов 2024 и 2025 годов базовый лимит установлен на уровне 135 миллионов долларов, плюс дополнительно 1,8 миллиона долларов за каждый Гран-при сверх базовых 21 этапа. Календари с 24 гонками в оба года дают командам лишние 5,4 миллиона долларов на расходы. Эта сумма в 135 миллионов долларов также корректируется с учетом инфляции.
Раньше у одних коллективов были огромные бюджеты, в то время как другие обходились скромными средствами. Это напрямую влияло на результаты на трассе, делая почти невозможным для "бедных" команд наверстать упущенное и бороться за лидерство.
Лимит бюджета стал давно назревшей мерой для выравнивания шансов, но также гарантией выживания достаточного количества участников, чтобы заполнить стартовую решетку. Многие коллективы, ранее борющиеся за выплату счетов, теперь выходят в ноль или даже получают прибыль, а их стоимость взлетела, превратив их в ценные активы. После продажи доли в сентябре 2025 года McLaren оценили в 4,1 миллиарда долларов — это огромный скачок по сравнению с эпохой до введения лимита.
Что входит в лимит бюджета Формулы-1?
Любые затраты, связанные с производительностью болида — но не с силовой установкой — учитываются в лимите. Сюда относятся:
Все компоненты машины (от руля до гаек колес);
Все элементы, необходимые для эксплуатации болида;
Большинство сотрудников команды;
Оборудование в гараже;
Запасные детали;
Расходы на транспортировку;
И все, что между ними.
Главный акцент приходится на затраты по разработке болида: командам приходится тщательно взвешивать, что создавать, сколько тратить на каждую деталь, производимую в мастерских, и сколько таких деталей нужно, чтобы не выйти за рамки лимита.
Что не входит в лимит бюджета Формулы-1?
Существуют несколько крупных статей расходов, не подпадающих под лимит, включая:
Зарплаты гонщиков;
Оклады трех самых высокооплачиваемых сотрудников;
Расходы на командировки;
Маркетинговые траты;
Затраты на недвижимость и юридические услуги;
Взносы за участие и лицензии;
Любую деятельность вне Формулы-1 или связанную с дорожными машинами;
Выплаты по родительскому и больничному отпускам;
Бонусы сотрудникам и медицинские льготы для персонала.
С 2026 года лимит вырастет с 135 миллионов долларов до 215 миллионов долларов, но это не чистое увеличение расходов: многие ранее исключенные статьи теперь войдут в расчет.
С следующего года швейцарская Sauber получит корректировку лимита на основе данных ОЭСР по зарплатам, чтобы учесть более высокие расходы на оплату труда и уровень жизни в Швейцарии по сравнению с Великобританией и Италией, где базируются остальные команды.
С 2023 года производители силовых установок Формулы-1 также подпадают под лимит, чтобы сдерживать затраты на разработку двигателей.
Какие наказания за превышение лимита бюджета в Формуле-1?
Помимо процедурных ошибок в отчетности, четкая грань в нарушениях лимита — превышение установленной суммы более чем на 5 процентов. Ниже этого порога считается "незначительным перерасходом".
Если превышение больше, команда попадает в зону "существенного нарушения". Однако грань размыта, и возможные санкции зависят от обстоятельств: регулирование финансов — сложная область, поэтому правила специально оставляют пространство для индивидуального подхода к наказаниям.
Диапазон возможных мер для незначительных и серьезных нарушений похож: снятие очков, дисквалификация с гонок, штрафы и ограничения на аэродинамические тесты в аэротрубе.
Но ключевое отличие для превышения свыше 5 процентов: возможна полная дисквалификация из чемпионата мира.
Что происходит, если команда Формулы-1 превышает лимит бюджета?
Документы команд тщательно проверяет Администрация по лимиту расходов, проводя детальный аудит отчетов и выдавая сертификат при успехе. Из-за сложности финансовых правил Формулы-1 и усилий коллективов экономить каждый доллар без нарушений процесс может затянуться, как это случилось с сезоном 2024 года.
Согласно регламенту FIA: "Администрация по лимиту расходов имеет несколько вариантов действий при предполагаемом нарушении Финансового регламента.
Она может, при необходимости, заключить соглашение о принятом нарушении с командой Формулы-1 или производителем силовых установок в случае процедурного нарушения или незначительного перерасхода, либо, если соглашение не достигнуто или Администрация сочтет это более подходящим, передать дело в Судебную панель по лимиту расходов. В случае предполагаемого существенного перерасхода Администрация обязана передать дело в Судебную панель по лимиту расходов.
Судебная панель по лимиту расходов состоит из 12 судей, избранных Генеральной ассамблеей FIA... из кандидатов, предложенных либо спортивными ассоциациями-членами FIA с правом голоса, либо группой не менее пяти команд Формулы-1, либо группой не менее трех производителей силовых установок."
Какие команды Формулы-1 превышали лимит бюджета?
Только один раз команда Формулы-1 полностью провалила соблюдение лимита — это Red Bull в 2021 году, превысив на 5 процентов. В итоге RB оштрафовали на 7 миллионов долларов и сократили время в аэротрубе и CFD-тестах на 10 процентов.
Более свежий случай — Aston Martin в 2024 году допустила "процедурное нарушение" из-за поздней подписи документов. Сам лимит не был превышен, поэтому коллектив отделался небольшой административной платой вместо полноценного штрафа.
В части силовых установок процедурные нарушения в 2023 году совершили Renault и Honda, обе стороны урегулировали вопрос через Соглашение о принятом нарушении в рамках отчетности по лимиту на двигатели. Для 2024 года все поставщики силовых установок Формулы-1 — Mercedes, Ferrari, Honda, Renault и Audi — признаны полностью соответствующими требованиям.