Радиопереговоры. Цунода пожертвовал очками ради Ферстаппена?
На Гран-при Мексики Юки Цунода открыто заявил о готовности поддержать Макса Ферстаппена в чемпионской гонке. Но после финиша на 11-й позиции гонщик RB выразил недовольство тактикой команды. Разберём, как командная работа повлияла на его результат.
Перед Гран-при Мексики Юки Цунода чётко дал понять, что готов выполнить любое указание Red Bull ради чемпионских амбиций напарника.
Именно такой сценарий реализовался на Гран-при Мексики. Почему же Цунода остался недоволен своей стратегией после финиша?
Цунода уклончиво говорил о том, как упустил «лёгкие очки» на 11-м месте. Он упомянул «неудачный пит-стоп», стоивший «около 12 секунд, а то и больше».
Red Bull не скрывала, как использовала Цуноду в гонке для поддержки Ферстаппена. Однако раздражение гонщика в конце имело и другие причины.
Цунода сразу принёс пользу в борьбе Ферстаппена за титул, обогнав лидера зачёта Оскара Пиастри на первом круге. Но поскольку пилот Red Bull ехал на среднем комплекте, а McLaren — на мягком, Пиастри вернулся вперёд уже на 10-м круге — Цунода особо не сопротивлялся.
Зато он сыграл ключевую роль в кругах перед пит-стопом Ферстаппена. Оба гонщика Red Bull стартовали на среднем комплекте, в то время как другие лидеры выбрали мягкий.
Это позволило Ферстаппену и Цуноде, всё ещё на исходных шинах, подняться на третье и четвёртое места к 28-му кругу. Позади следовали Оливер Берман, Андреа Кими Антонелли, Джордж Расселл и Оскар Пиастри, которые сменили мягкие шины на средние и надеялись доехать до финиша без повторного пит-стопа.
Чтобы отбить угрозу от трёх машин, пытавшихся «андеркат» Ферстаппена (плюс Берман, который был впереди до пит-стопа), инженер Цуноды Ричард Вуд сообщил, что они отложат остановку на пять кругов, а когда Берман приблизился, призвал задержать Haas максимально:
Круг: 28/71 ЦУН: 1’23.466
Вуд: Хорошо, Юки, сейчас продлеваем, буду информировать. Все, кто заехал, на среднем, у них будет очень длинный отрезок. Хотим нарастить преимущество шин, так что продлеваем.
Круг: 29/71 ЦУН: 1’23.431
Вуд: Машина сзади — Берман, он в низких 1’22.
Вуд: Продлеваем. Продлеваем.
Круг: 30/71 ЦУН: 1’23.551
Вуд: Если Берман догонит, защищайся изо всех сил.
Цунода: Постараюсь.
Инженер Бермана Ронан О’Харе предупредил своего пилота о действиях Red Bull:
Круг: 31/71 БЕР: 1’22.455
О’Харе: Олли, это Цунода в 1,4 секунды впереди на среднем 30-круговой давности. Ему сказали защищаться от тебя.
Круг: 32/71 БЕР: 1’22.639
О’Харе: [Неясно] удержание доступно.
О’Харе: Берман проходит Цуноду
Блестяще, Олли, идеально.
Защита требует времени, поэтому такая тактика неизбежно вредила гонке Цуноды. Пока Берман, Антонелли, Расселл и Пиастри проходили вперёд, Цунода потерял почти шесть секунд за четыре круга.
После гонки Ферстаппен удивился, что другие лидеры не стартовали на среднем, как он. Но причина очевидна: у них не было напарника на таком же комплекте, готового жертвовать своей позицией в роли спойлера.
Круг: 32/71 ЦУН: 1’24.825
Цунода: Берман проходит Цуноду
Ох, чёрт [неясно].
Вуд: Понял. Продолжай.
Вуд: Это поможет команде.
Цунода: Не хочу терять время.
Вуд: Понял, остаёмся, остаёмся.
Круг: 34/71 ЦУН: 1’24.432
Цунода: Антонелли проходит Цуноду на прямой
Почему?
Расселл проходит Цуноду в четвёртом повороте, затем Пиастри проходит Цуноду на прямой на следующем круге
Оба пилота Red Bull сообщали, что шины начинают сдавать. «Эти шины сильно страдают», — доложил Ферстаппен после того, как его инженер Джанпьеро Ламбьязе сказал, что Цунода «задержал Бермана и весь поезд сзади».
«Мы всё равно выйдем в хвосте этого поезда, Макс», — ответил Ламбьязе. Действительно, так и произошло, но благодаря Цуноде Ферстаппен оказался ближе, чем мог бы. Все четыре машины в поезде предпочли второй пит-стоп, а не пытаться уйти от Red Bull.
Помощь Ферстаппену определённо стоила Цуноде времени, но не больше половины из «12 секунд», которые он оценил. Зато он явно злился на другие аспекты управления гонкой со стороны Red Bull, особенно на медленный пит-стоп, добавивший ещё около девяти секунд. Ему также дали неверный режим двигателя «strat» на первом пит-стопе:
Круг: 35/71 ЦУН: 1’25.496
Вуд: Юки, обновим закрылок, когда сможешь.
Круг: 36/71 ЦУН: 1’27.065
Вуд: Юки, бокс в этом круге.
Вуд: Strat 12 на пит-лейн, strat 12.
Круг: 37/71 ЦУН: 1’50.334
Вуд: Strat 12, strat 12. Strat 12, strat 12! Исправление, strat 10.
Цунода: Что это было?
Раздражение достигло пика на 38-м круге, когда Габриэль Бортолето обошёл его через пит-лейн. Пилот Sauber, на той же стратегии, отыгрался у Цуноды во время обгонов. Он остался на трассе на круг дольше и выехал из боксов впереди.
Цунода был крайне недоволен, что Red Bull не предупредила о близости Sauber и поздно дала команду на режим обгона. Когда Вуд сказал, что у него нет данных, Цунода указал, что машину видно на пит-уолл:
Круг: 38/71 ЦУН: 1’22.354
Вуд: Бортолето выезжает из боксов впереди Цуноды
Используем обгон, жми обгон.
Цунода: Почему не сказали?
Вуд: Не было информации, держи голову вниз.
Цунода: Вы же видите!
Вуд: Ожидали его сзади.
Бортолето забрал последнее очко, Цунода не смог догнать.
Роль в команде явно отбросила Цуноду назад на старте. Но редкость для Red Bull — допустить ошибку, которая, вероятно, добила шансы Цуноды на очко в воскресенье. Неудивительно, что он потом сдерживал эмоции.