Гэри Андерсон предложил варианты для повышения зрелищности гонок
Гэри Андерсон, бывший технический директор команд Формулы-1, делится взглядом на главную проблему современного чемпионата — дефицит настоящих обгонов. FIA и команды обсуждают обязательные две остановки, но эксперт видит решение в коренной переработке шин и правил их использования.
Гэри Андерсон:
Обязательные гонки с двумя пит-стопами — свежая задумка, которую сейчас активно обсуждают FIA, Формула-1 и команды, чтобы поднять зрелищность и количество обгонов. Но существуют куда более эффективные пути достижения цели.
Когда в 2011 году ввели DRS для облегчения обгонов, я сразу понял: мы неизбежно придём к нынешнему положению. Да, аэродинамика болидов играет огромную роль, но наличие искусственного механизма снимает с гонщиков обязанность искать нестандартные решения для атаки.
Ушли в прошлое времена великих мастеров обгона вроде Айртона Сенны, Найджела Мэнселла и Жиля Вильнёва, когда манёвр готовился за пару кругов и выполнялся с полной отдачей.
Кроме того, FIA стоит задуматься и разработать метод определения, не слишком ли агрессивно пилот защищается. Граница между защитой и блокировкой очень тонкая.
В следующем году нас ждут кардинальные перемены в подходе к гонкам. Болиды станут чуть легче (хотя и недостаточно) и компактнее, что поможет. Но с добавлением активной аэродинамики и необходимостью управлять энергией плюс подзарядкой, чтобы поддерживать заряд батареи на уровне, достаточном для атаки и защиты, лёгким это не будет.
Мне не хочется видеть картину, где две трети круга обгоны невозможны и все едут словно пенсионеры. А на оставшейся трети у всех появляется мощность для атаки и защиты, и они просто нейтрализуют друг друга.
Идея с двумя остановками разумна в пределах возможного, и её можно реализовать, прописав в регламенте обязательное использование всех трёх компаундов. Ключевое — установить минимальный процент дистанции гонки, который нужно пройти на каждом. Однако команды уже заявили, что будут копировать друг друга и остановятся с разницей максимум в один-два круга. Поэтому у меня есть альтернативный план.
Прежде всего, сократить до трёх компаундов максимум на весь сезон. По скорости каждый должен отличаться минимум на секунду с круга. Конструкцию и ресурс шин основывать на худшем сценарии по данным 2024 и 2025 годов, тогда при меньшей прижимной силе в 2026-м появится запас прочности.
Во-вторых, изменить глубину компаунда. Сохранить одинаковую основу для разных типов шин, чтобы уменьшить головную боль инженеров-конструкторов, а сверху нанести очень тонкий и очень жёсткий слой — скажем, 1 мм или меньше. Поверх него — собственно компаунд, тоже довольно тонкий. Предлагаю 1,5 мм для мягкого, 1 мм для среднего и 0,5 мм для жёсткого.
Смысл в том, что чем толще рабочий слой, тем лучше он удерживает тепло. По мере износа поддерживать температуру станет сложнее, и скорость упадёт. Вторичный «безопасный» слой можно окрасить в другой цвет, чтобы было видно, когда до него доберёшься. Главное — он должен быть настолько жёстким, чтобы быть существенно медленнее основных компаундов.
Это позволит командам самостоятельно выбирать стратегию. Появится возможность одно-, двух- или даже трёхостановочных гонок в редких случаях. Гонщики, желающие минимизировать пит-стопы, вынуждены будут ехать аккуратно, снижая темп износа шин, а другие смогут рискнуть и атаковать на пределе.
Чтобы уменьшить количество шин, которые Pirelli привозит на трассу, особенно неиспользуемых, можно изменить регламент: в Q1 обязательно применять жёсткий компаунд, в Q2 — средний, в Q3 — мягкий. Эти комплекты станут тремя стартовыми для гонки, за исключением случая блокировки колёс с образованием пятна на быстрейшем круге квалификации. Не на предыдущем или следующем — только на быстрейшем.
Ещё по два комплекта каждого компаунда. На обычный уик-энд — один на первую практику, один на вторую. На спринтерские — один на практику и один на спринтовую квалификацию.
Перед гонкой Pirelli могла бы миксовать из этих использованных комплектов, формируя запасные гоночные шины по одному каждого типа из двух наборов. Фактически это ограничило бы два отрезка на одном компаунде, поскольку больше не будет, а третий отрезок придётся проводить на другом. Так выполнится требование использовать два компаунда за гран-при.
В итоге — максимум девять комплектов сликов на уик-энд на гонщика вместо 13 (или 12 на спринтерском).
Ещё предлагаю лимит в четыре комплекта подогревателей шин на пилота — один на промежуточные и по одному на каждый компаунд для сессий и/или гонки.
В отличие от простого навязывания двух остановок, это даст командам массу стратегических вариантов и заставит принимать больше решений. Появятся переменные в тактике и, надеюсь, более яркие гонки.
А теперь чтобы расстроить пуристов. Если вы смотрели Гран-при Бразилии и видели, как Макс Ферстаппен финишировал третьим со старта из пит-лейн, плюс получил прокол по пути и снова оказался в хвосте уже после шести кругов, то идея выбрать несколько трасс с возможностью обгонов и стартовать там реверсивным гридом по очкам чемпионата может показаться не такой уж глупой.