Пресс-конференция руководителей команд перед Гран-при Катара
На трассе Лосаил перед стартом уик-энда Гран-при Катара состоялась традиционная пресс-конференция руководителей команд. Марио Изола объяснил жёсткий лимит пробега шин, Фред Вассёр рассказал о психологических последствиях раннего сворачивания разработки текущего болида и о шансах Ferrari на второе место в чемпионате, а Стив Нильсен поделился, как Alpine готовится к самому короткому зимнему перерыву в истории Формулы-1.
Марио, начнём с вас. Одна из главных технических тем уик-энда — ограничение в 25 кругов на каждый комплект резины. Почему Pirelli ввела именно такое правило?
Марио Изола: Всё идёт от прошлого года. Во время гонки мы видели несколько проколов, а после финиша при детальном анализе использованных шин стало очевидно, что они были изношены на 100 % и даже больше. Уже после спринта в субботу шины на 25–26 кругах выглядели сильно уставшими. В основной гонке некоторые комплекты отработали 34–35 кругов на высокоабразивной трассе практически без протектора. Когда резина теряет протектор, резко возрастает риск прокола и повреждения каркаса. Поэтому ещё в марте мы внесли предложение в Спортивный комитет ограничить пробег, и в итоге пошли именно по этому пути.
Два года назад здесь уже был лимит, тогда 18 кругов. Почему сейчас подняли до 25?
Марио Изола: Тогда стояла совсем другая проблема — повреждения боковины из-за поребриков. Мы провели анализ, попросили трассу изменить поребрики, изменения сработали, повреждений боковины больше не фиксировали. Сейчас же мы столкнулись с чрезмерным износом, особенно переднего левого колеса.
Перенесёмся в 2026 год. Как и команды, Pirelli параллельно работала над текущим сезоном и над новыми шинами. Насколько сложно разрабатывать составы без настоящего болида 2026 года для тестов?
Марио Изола: Мы уже проходили через это, когда переходили с 13 на 18 дюймов или вводили более широкие шины в 2017-м. Ключевое — плотное сотрудничество с командами: и на трассе, и через виртуальные модели шин, и с помощью симуляторов команд. Мы получали от них данные об ожидаемой производительности будущих машин. Работали параллельно в виртуальной среде и на трассе с мулами. Разработка завершена: в сентябре омологировали конструкцию, сейчас окончательно определились с составами на следующий год. Всё проверим в Абу-Даби.
Что главное в новых составах?
Марио Изола: Мы омологировали пять составов — от C1 до C5. У них хороший дельта по времени круга между собой. Поскольку точных болидов нет, мы сознательно сделали разницу чуть больше текущей. Составы хорошо разнесены по уровню деградации, чтобы у нас была гибкость: при необходимости в первых гонках сезона двигаться в более мягкую или более жёсткую сторону.
Стив, перейдём к вам. Пока мы говорим про 2026-й, что сейчас происходит в Энстоуне с машиной следующего года?
Стив Нильсен: Как и у всех, в Энстоуне кипит работа. Куда ни зайди — везде детали болида-2026: шасси, коробки передач, всё подряд. Нас ждёт, пожалуй, самый короткий зимний перерыв за всю мою память. Вчера мне сказали: от клетчатого флага в Абу-Даби до первого выезда нашей машины — всего 36 дней, и это с учётом обязательной зимней паузы. Работу, которая обычно растягивалась на два-три месяца, теперь нужно уложить в четыре недели. Пересечение окончания сезона-2025 и создания машины-2026 колоссальное. Мы ещё гоняемся здесь, а Энстоун уже полностью живёт 2026-м.
Понимаю. Но насколько важно завершить 2025 год на позитивной ноте? Последние гонки показали подъём формы. Это особенности трасс или вы нашли что-то в машине?
Стив Нильсен: Скорее комбинация факторов. Подъём выглядит заметнее, потому что планка у нас в последнее время была низкой — и это плохо, не там мы хотим быть. Да, в двух последних гонках прибавили. Отчасти из-за температуры трассы: в Бразилии и Лас-Вегасе было прохладнее. Здесь потеплее, так что может быть сложнее. Но конечно, мы хотим войти в зиму с хорошим результатом и позитивом для сотрудников, спонсоров, всех. Впереди огромный объём работы, а пара сильных финишей сезона станет хорошим трамплином.
Вы вернулись в команду три месяца назад. Что больше всего впечатлило в Энстоуне?
Фред Вассёр (шутливо): Погода!
Стив Нильсен: Погода, говоришь? Это уже клише, но это настоящая гоночная команда. Люди полны гоночного духа. Последние годы результаты были неровными, но страсть и желание вернуть команду на былые высоты огромны — от руководства до самого низа. Преданность делу колоссальная. Моя задача — координировать это, усилить сильные стороны, подтянуть слабые, привнести здравый смысл и стабильность в управление. В Энстоуне за последние годы было слишком много перемен. Не критикую предшественников, но сейчас нужны терпение, здравый смысл и последовательность. Пациентность и Формула-1 плохо сочетаются, но именно это предстоит делать ближайшие годы. Это медленный, упорный процесс. В Ф1 нет волшебных таблеток — нужно исправить миллион мелочей. Прежде всего это бизнес людей. Я как будто заново это осознал.
Фред, к вам. В последние недели комментарии ваших гонщиков привлекли много внимания. Насколько сложно управлять такой ситуацией?
Фред Вассёр: Честно, я прекрасно понимаю разочарование пилотов после аварии, особенно когда они не виноваты, или после неудачного уик-энда. У нас в гараже и на пит-уолл точно такое же чувство. Главное — как реагировать после. Разочарование иногда даже полезно. Важно уже с понедельника утром переключиться и сосредоточиться на следующем этапе, на следующем годе, на будущем. Я был бы ещё больше разочарован, если бы гонщики оставались довольны после тяжёлого уик-энда.
Когда вы обсуждали это с пилотами и внимание, которое они привлекли к команде, как прошли разговоры? Они извинялись?
Фред Вассёр: До извинений дело не доходило. Это не было драмой. Вы знаете моих двоих гонщиков — они такие, какие есть, и я это полностью принимаю. Я на 100 % разделяю их разочарование — у нас на пит-уолл оно такое же. Когда в Бразилии Шарль Леклер вылетает из гонки из-за столкновения Пиастри и Антонелли — да, огромное разочарование. Мы весь сезон бились за второе место, и за одну десятую секунды всё рушится. Или когда гонка срывается из-за технических проблем. Это часть ДНК нашего спорта. У каждого гонщика свой способ выражать эмоции, но чувство у всех одинаковое.
Вы отстаёте от Мерседес на 53 очка, от Ред Булл на 13. Как оцениваете развязку борьбы за Кубок конструкторов в оставшихся уик-эндах?
Фред Вассёр: Я бы предпочёл быть вторыми с комфортным отрывом, но честно — я не зацикливаюсь на разрыве. Даже в прошлом году в Абу-Даби не знал точной разницы с Маклареном, пока мне не сказали на пресс-конференции. Нужно сосредоточиться на себе и выжать максимум в ближайшие два уик-энда. У нас ещё два с половиной Гран-при и немало очков на столе. Делаем своё дело — посмотрим в Абу-Даби.
Последний вопрос вам, Фред. Это ваша последняя пресс-конференция в этом году. Можете подвести итог сезону-2025: почему всё сложилось именно так и когда стало понятно, что будет тяжелее ожиданий?
Фред Вассёр: Начало вышло неудачным — двойная дисквалификация в Китае стоила кучи очков по сравнению с прямыми соперниками. Уже на ранней стадии, когда Макларен доминировал первые четыре-пять гонок, стало ясно, что в 2025-м будет очень сложно. Поэтому где-то в конце апреля мы приняли решение переключиться на 2026-й. Решение тяжёлое. Возможно, я немного недооценил психологический эффект: когда впереди ещё 18–20 гонок и ты знаешь, что аэродинамических обновлений больше не будет, мотивировать людей непросто. Но в целом мы продолжали давить, привозили механические доработки, старались лучше работать операционно — это в ДНК нашего спорта. Решение принято, я уверен в нём до сих пор. Теперь боремся за второе место в таких условиях.
Вопросы из зала
(Стюарт Кодлинг, Autosport) Марио, вы сказали про пять составов в 2026-м. Значит, эксперимент с C6 завершён. Почему отказались от него?
Марио Изола: Просто потому, что найденный C6 оказался слишком близок к C5. Мы уже видели в этом году: когда два состава почти одинаковы и нет явной разницы, привозить оба бессмысленно. Омологация C6 автоматически пропускала бы один уровень — получалось бы C3-C4-C5 или C3-C4-C6. Лишний состав не нужен. Мы продолжим искать настоящий C6 к 2027-му, когда будем лучше понимать уровень машин. В следующем году уже сможем тестировать на реальных болидах.
(Леонид Клюев, Grande Prêmio) Стив, Фред: Эдриан Ньюи официально назначен руководителем Aston Martin с 2026 года. Меняет ли это динамику взаимодействия между вами, руководителями команд?
Стив Нильсен: Если честно — никак не меняет. Мы сосредоточены на своих структурах и задачах.
Фред Вассёр: Добавить нечего.
(Дилетта Коломбо, AutoMoto) Фред, несмотря на тяжёлый сезон, какие позитивные моменты вы вынесли из 2025-го?
Фред Вассёр: Позитив всегда есть. Мы неплохо восстановили конкурентоспособность: подиумы в Мехико, Остине, в Сан-Паулу были близко. Это правильно для морального духа команды. Плюс мы улучшались буквально во всём. Ранний переход на 2026-й позволил бросить максимум энергии в будущее. Главное — команда реагировала правильно даже после провальных уик-эндов: в понедельник все возвращались на базу и продолжали работать.
(Иэн Паркс, RacingNews365) Фред, про Льюиса Хэмилтона. Год для него явно сложный. Что положительного он принёс команде и чего вы ждёте от него в 2026-м?
Фред Вассёр: Сезон действительно трудный — это факт, а не ощущение. Но главное — реакция. Энергия, которую Льюис вкладывает, чтобы снова и снова подталкивать команду, разбирать проблемы по деталям и исправлять их. Мы знали, что будет тяжело уже после первой четверти сезона. Подиумы месяц назад — заслуга всех 1500 человек на базе, обоих гонщиков и инженеров. Коллективная реакция была хорошей, и Льюис — её важная часть.