Написать
Новости
F1
Новости 30, сентябрь

Как DRS снизило мастерство пилотов

Когда в начале сезона 2022 года в Формуле-1 произошла революция с введением граунд-эффекта, цель была простой: сделать гонки более плотными и зрелищными. Однако спустя два с половиной года после внедрения новых правил, система DRS (Drag Reduction System) все еще остается ключевым элементом в борьбе на трассе. Почему же Формула-1 не смогла отказаться от этой противоречивой технологии?

Как DRS снизило мастерство пилотов

С начала сезона 2022 года, когда в Формуле-1 вступили в силу новые правила, основанные на использовании граунд-эффекта, цель была ясна: обеспечить более плотную и качественную борьбу на трассе.


Пытаясь дать преследующим пилотам больше шансов в борьбе с пресловутым эффектом "грязного воздуха" – невидимым силовым полем, мешающим гонщикам приближаться из-за аэродинамических возмущений на их болидах – организаторы надеялись создать больше возможностей для обгонов и тем самым повысить зрелищность гонок.


На протяжении более десяти лет до 2022 года спорт сильно полагался на противоречивую систему DRS, чтобы помочь пилотам получить лучший шанс для обгона. Разрешенная только в заранее определенных участках трассы и только при нахождении в пределах одной секунды от соперника, DRS позволила совершить сотни обгонов за эти годы, но, как утверждают многие, ценой снижения роли мастерства пилотов. В конце концов, зачем пытаться совершить рискованный маневр, чтобы застать соперника врасплох, когда можно просто дождаться зоны DRS, нажать кнопку и легко обогнать на прямой?


На старте новой эры граунд-эффекта в Формуле-1 система DRS осталась такой же, как в предыдущем сезоне 2021 года. Причина была не только в том, чтобы обеспечить прямое сравнение между новыми и старыми болидами, но и потому, что переход к доминирующей роли днища в создании прижимной силы означал меньшее лобовое сопротивление, чем у болидов 2021 года. Таким образом, естественный эффект слипстрима при следовании за другим болидом на прямой был уменьшен, а более слабая "воздушная подушка" потенциально могла затруднить обгоны на прямых.


Однако руководитель отдела аэродинамики FIA Джейсон Сомервилль предположил, что новые технические правила могут в конечном итоге привести к отмене DRS.

"Я думаю, что DRS для нас – это очень настраиваемая функция. Она сильно зависит от конкретной трассы, и ее можно регулировать. Я думаю, что большинство из нас считает, что в долгосрочной перспективе мы бы очень хотели попытаться постепенно отказаться от DRS, если сможем. Но мы не думали, что это обязательно будет правильным шагом для этих правил в одночасье".

Спустя два с половиной года после введения новых правил, наконец, виден конец использования DRS – но не при нынешних правилах. Хотя эта система помощи при обгонах будет заменена новым "ручным режимом" увеличения мощности силовой установки, когда в 2026 году вступят в силу обновленные турбированные двигатели V6, она будет оставаться важной частью гонок до этого момента.


Это не значит, что DRS осталась неизменной за последние несколько сезонов. Хотя система по-прежнему работает так же, FIA внесла некоторые незначительные изменения в зоны DRS на нескольких трассах календаря в последние сезоны.


На большинстве трасс были внесены некоторые изменения в зоны активации DRS в эру граунд-эффекта по сравнению с их последними гонками с предыдущим поколением болидов. Судзука, Шанхай, Монако, Монреаль, Ред Булл Ринг, Сильверстоун, Хунгароринг, Трасса Америк, Интерлагос и Яс Марина сохранили свои зоны активации DRS нетронутыми с начала 2022 года – хотя последние три трассы еще не принимали свои этапы в этом году. В то время как и Альберт-Парк, и Сингапур претерпели значительные изменения в своей конфигурации в последние годы, они сохранили точно такие же длины активации DRS в тех участках трасс, которые не были изменены.


На нескольких трассах по крайней мере одна из зон DRS была увеличена с начала 2022 года. После возвращения Гран-при Нидерландов в 2021 году, вторая и последняя точка активации DRS на трассе была перенесена с выхода из последнего виража с банкингом на его начало, что дало пилотам большее преимущество при преследовании соперника на прямой к повороту Тарзан в начале круга. Последняя зона DRS, ведущая на главную прямую в Мехико, также была увеличена на 158 метров в 2022 году, а единственная зона в Катаре была увеличена при возвращении этапа в календарь в 2023 году.


В этом году на двух трассах зоны DRS были увеличены в попытке обеспечить лучшие возможности для обгонов. Первой была Монца, где зона DRS на главной прямой была перенесена более чем на 100 метров ближе к выходу из последнего поворота. В Баку также увеличили свою зону вдоль главной прямой перед сентябрьской гонкой, однако это было просто возвращение к изменению, сделанному в предыдущем сезоне, когда она была сокращена на 100 метров.


Интересно, что в эру граунд-эффекта FIA сократила зоны DRS на большем количестве трасс по сравнению с предыдущими поколениями болидов, чем на трассах, где они были увеличены. Последняя зона в Бахрейне была сокращена на 80 метров в 2023 году и осталась такой же в этом году, а 70 метров также было срезано с зоны DRS вдоль главной прямой в Джидде. После своего дебютного Гран-при в 2022 году, трасса в Майами сократила две из трех своих зон DRS, в то время как последняя на главной прямой осталась без изменений.


В этом году Имола и Барселона также немного сократили по одной зоне на каждой трассе. Однако, возможно, самым большим сюрпризом стал Спа-Франкоршам, где самая значительная зона DRS вдоль прямой Кеммель была сокращена на 70 метров. Похоже, это повлияло на количество обгонов в гонке: в 2024 году было совершено только 25 обгонов на трассе по сравнению с предыдущим сезоном, когда зона DRS вдоль самой длинной прямой Спа была длиннее.


Но хотя зоны DRS чаще становятся меньше, чем увеличиваются, их общее количество растет. В сезоне 2021 года было в общей сложности 46 зон DRS на 22 этапах календаря, увеличившись до 49 в 2022 году и затем до 50 в прошлом сезоне. За первые 18 этапов чемпионата этого года пилоты имели в своем распоряжении в общей сложности 42 зоны DRS – это более высокий показатель, чем в любом из предыдущих трех сезонов, чему способствовало добавление четвертых зон как в Альберт-Парке, так и в Сингапуре.


Предполагая, что каждый из последних шести этапов сохранит идентичные зоны DRS по сравнению с прошлым годом, это доведет общее количество зон в этом году до 54 на 24 трассах – что лишь немного меньше в среднем, чем в 2023 году.


Очевидно, что эта система будет активно использоваться до тех пор, пока нынешние правила не будут заменены после следующего сезона. Удастся ли FIA достичь цели создания "гибких" болидов там, где конструкции 2022 года потерпели неудачу? Тот факт, что они будут включать замену DRS, указывает на то, что они не ожидают этого.


Нашли ошибку на странице?
0 комментариев