Соглашение Конкорд: почему оно жизненно важно для Формулы-1
В преддверии сезона 2025 года Формула-1 готовится к подписанию очередной версии Соглашения Конкорд — основополагающего документа, который связывает воедино все элементы этого элитного гоночного чемпионата. Данный контракт, заключаемый между командами, Международной автомобильной федерацией (FIA) и руководством Формулы-1 (FOM), определяет будущее направление развития спорта, но при этом его точное содержание остаётся в строжайшей тайне.

Соглашение Конкорд — это контракт, который заключается между командами Формулы-1, Международной автомобильной федерацией (FIA) и руководством Формулы-1 (FOM), действующим под контролем владельцев серии Liberty Media. Этот документ регламентирует условия, на которых проводятся гонки Формулы-1.
Соглашение лежит в основе финансовых положений, включая призовые деньги за места в Кубке конструкторов, вступительные взносы, распределение доходов от трансляций и других источников между командами и многое другое.
В последнем Соглашении Конкорд, вступившем в силу в 2021 году, был введён первый в истории спорта бюджетный потолок, а также, как широко сообщалось, антиразмывающий платёж в размере 200 миллионов долларов в качестве вступительного взноса для новых команд. Эта сумма подлежит равномерному распределению между 10 уже существующими командами с целью защиты стоимости тех, кто уже участвует в Формуле-1.
Действующее Соглашение Конкорд охватывает сезоны 2021-2025 годов. При согласовании нового документа все стороны договариваются о сроке следующей версии соглашения, а команды обязуются оставаться в Чемпионате мира Формулы-1 на период действия контракта.
Считается, что Соглашение Конкорд также содержит спортивные обязательства, например, требование к командам присутствовать и участвовать в каждой гонке, что было закреплено в самой первой версии контракта.
Версия Соглашения Конкорд 2026 года станет девятой по счёту в истории Формулы-1, а первое соглашение было подписано ещё в 1981 году.
Первое Соглашение Конкорд фактически ознаменовало конец спора на высшем уровне Формулы-1 того времени, когда FISA (Международная федерация автоспорта) и FOCA (Ассоциация конструкторов Формулы-1) фактически боролись за контроль над серией.
Так называемая война FISA-FOCA разворачивалась между двумя организациями в конце 1970-х и начале 1980-х годов. На одной стороне был глава FISA Жан-Мари Балестр, а на другой — глава FOCA и владелец команды Brabham Берни Экклстоун вместе с юридическим советником и будущим главой FIA Максом Мосли.
Хотя конфликт между двумя организациями имел множество причин, в самом простом понимании FOCA, выступая в качестве фактического профсоюза многих частных команд Формулы-1, добивалась лучших финансовых условий от FISA от имени конструкторов и утверждала, что FISA действует предвзято в пользу крупных производителей того времени.
В этом споре было несколько ключевых моментов, в частности, Гран-при Испании 1980 года, когда FISA оштрафовала пилотов, связанных с FOCA, которые не присутствовали на предыдущих брифингах в Бельгии и Монако. Пострадавшим гонщикам, как сообщалось, угрожали отзывом гоночных лицензий, если штрафы не будут уплачены.
Гонка состоялась по настоянию короля Испании Хуана Карлоса, но без санкции FISA, что сделало её внезачётным этапом.
Хотя это не положило полного конца войне FISA-FOCA, в которой были и другие важные моменты, например, бойкот командами FOCA Гран-при Сан-Марино 1982 года, первое Соглашение Конкорд помогло снизить напряжённость того времени.
Согласно договорённости между FISA и FOCA, условия которой оставались конфиденциальными, сообщалось, что каждая команда FOCA, подписавшая соглашение, согласилась участвовать в каждой гонке, а FISA, как полагают, согласилась на более справедливое распределение средств и график, позволяющий командам подготовиться к изменениям регламента, среди прочих условий.
С момента истечения срока действия первого соглашения в 1987 году, новые версии разрабатывались с разными интервалами для согласования обновлённых условий, в соответствии с которыми проводятся гонки Формулы-1.
Крайне маловероятно, что точные детали следующей версии Соглашения Конкорд будут обнародованы, хотя проекты соглашения на 2026 год уже распространялись в начале 2024 года, чтобы новый договор вступил в силу своевременно.
Хотя на момент написания соглашение ещё не было подтверждено, руководитель команды Mercedes Тото Вольфф разделяет стремление спорта к совместному росту.
Он сказал представителям СМИ получив проект на Гран-при Эмилии-Романьи 2024 года:
"Думаю, мы получили основные условия того, как Formula 1 видит следующий пятилетний период.
Там есть хорошие моменты. Есть несколько вещей, которые мы обсудим, их плюсы и минусы, и, конечно, будут некоторые переговоры, но в основе своей мы все хотим достичь одного и того же: развивать спорт.
Это означает, что растут доходы. А если растут доходы, то команды и спорт выигрывают".