28 секунд в аду: История аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна
В обычный день 28 секунд пролетают незаметно. Но 29 ноября 2020 года эти секунды растянулись на вечность для миллионов болельщиков Формулы-1, которые в ужасе наблюдали, как болид пробивает защитный барьер и мгновенно охватывается пламенем. А затем из огня появился он — Ромен Грожан с тяжелым дыханием, без ботинка, покрытый сажей. Это история его чудесного спасения на Гран-при Бахрейна 2020 года.

Ромен Грожан встречается со смертью на Гран-при Бахрейна 2020
Сцена напоминала кадры из остросюжетного боевика. Двадцать болидов Формулы-1 рассекали ночную тьму на первом круге Гран-при Бахрейна, когда в мгновение ока что-то пошло не так. Авария. Огненный шар. Такой страшной катастрофы Формула-1 не видела десятилетиями.
Что же произошло?
На первом круге гонки пилот команды Haas Ромен Грожан столкнулся с болидом AlphaTauri AT01 Даниила Квята. VF-20 Грожана на высокой скорости врезался в барьер и пробил его насквозь, а от силы удара машина разорвалась пополам. Топливо хлынуло на место аварии, и всё вспыхнуло, словно взорвалась бомба.
Был показан красный флаг. Гонка остановлена. Болельщики по всему миру затаили дыхание в ожидании новостей — кто попал в аварию? Что произошло? Выжил ли гонщик?
В течение 28 мучительных секунд никто не знал ответа. А затем, подобно фениксу, восстающему из пепла, Ромен Грожан выпрыгнул из кокпита без перчатки и ботинка, тяжело дыша, но определенно живой.
В тот момент Грожан оказался лицом к лицу со смертью.
Пилот в VF-20 попытался приподняться, но не смог — ремни безопасности застряли.
"Я сел обратно и подумал о Ники Лауде, — рассказал Грожан изданию The Guardian, — о его аварии, подумал, что не может всё так закончиться, это не может быть моя последняя гонка, не может закончиться так. Ни за что".
"Я попытался снова, но я застрял, — продолжил он. — Затем наступил менее приятный момент, когда мое тело начало расслабляться. Я примирился с собой и готовился умереть".
"Я задаюсь вопросом: 'Будут ли гореть мои ботинки или руки? Будет ли это больно? Где это начнется?' Мне казалось, это длилось две, три, четыре секунды. Полагаю, в реальности это были миллисекунды".
"Затем я подумал о своих детях, и о том, что они не могут сегодня потерять отца".
Он вспоминает, как посмотрел на свои гоночные перчатки и увидел, что они меняют цвет и плавятся. Время истекало.
В интервью команде Formula 1 Exhibition Грожан подробно рассказал о своем отчаянном побеге.
Грожан выпрыгнул из болида прямо в руки доктора Яна Робертса, который уже был на месте благодаря машине медицинской помощи, следующей за пилотами на первом круге. Робертс приказал ему сесть, а затем перейти в прибывшую секундами позже машину скорой помощи.
Через две минуты и 43 секунды после возгорания VF-20 трансляция Формулы-1 показала, как Грожан идет к машине скорой помощи. Облегчение было ощутимым — он выжил.
Три месяца спустя ФИА опубликовала подробный отчет об аварии, который подчеркнул масштаб происшествия. В нем говорилось, что Грожан столкнулся с тройным ограждением на вершине третьего поворота на скорости 192 км/ч с силой удара 67g.
Средний рельс барьера не выдержал, позволив болиду Haas проникнуть между верхним и нижним рельсами. Кузов оторвался от машины. Но оборудование безопасности пилота сделало свое дело. Оно спасло жизнь Ромена Грожана.
Сложная история безопасности Формулы-1
Не будет преувеличением сказать, что Ромена Грожана не было бы с нами, если бы его авария в Бахрейне произошла в любое другое десятилетие. За это мы можем поблагодарить постоянное стремление Формулы-1 к улучшению безопасности.
Хотя каждый элемент болида Формулы-1 разработан для защиты пилотов от опасности, в случае Грожана особенно важную роль сыграли два компонента: ячейка безопасности и система halo.
Ячейка безопасности, также известная как монокок, в настоящее время изготавливается из шестимиллиметрового композита из углеродного волокна со слоем кевлара, предназначенного для сохранения целостности и защиты пилотов в случае аварии. Ячейки безопасности должны пройти тщательные испытания, прежде чем будут признаны безопасными.
Система halo была введена в 2018 году и вызвала много споров о том, как она изменила внешний вид болидов Формулы-1. По сути, halo служит формой защиты кокпита, отклоняя обломки или другие машины от головы пилота.
Обе эти функции сыграли свою роль для Ромена Грожана в Бахрейне. Его ячейка безопасности осталась целой, а halo оттолкнула металлический барьер над головой пилота. Это позволило ему остаться в сознании и самостоятельно выбраться из горящих остатков своего болида. Если бы он потерял сознание от удара по голове, исход, вероятно, был бы совсем иным.
Последствия аварии Ромена Грожана в Бахрейне
Сегодня, когда температура падает, "татуировка" Ромена Грожана на левой руке начинает болеть. Так он называет шрам от ожога на левой руке — единственное физическое напоминание о его ужасной аварии.
"С моей точки зрения, это была серьезная авария, но я не осознавал ее масштаб или насколько она выглядела жестоко со стороны, — сказал Грожан в интервью команде Formula 1 Exhibition. — Только на следующий день, когда я попросил кого-то показать мне, как это выглядело, я понял".
"Моя жена смотрела эту гонку вместе с моим отцом и детьми. Они будут помнить этот момент всю свою жизнь. Они были просто зрителями, ожидающими услышать что-то... ожидающими увидеть что-то из Бахрейна".
То, что они увидели, было героем, выходящим из пламени — но Грожану никогда не пришлось использовать свое новое прозвище "Феникс" в качестве пилота Формулы-1. Команда Haas F1 планировала заменить его по окончании сезона 2020 года; они были вынуждены сделать это раньше из-за аварии.
Но он не перестал соревноваться. В 2021 году Ромен Грожан дебютировал в американской серии IndyCar, где сейчас является резервным пилотом новой команды Prema Racing. В гонках на выносливость он помогает Lamborghini дебютировать с их GTP в серии IMSA.
Последствия аварии физически не ограничивают его, но определенно изменили его взгляд на автоспорт.