Сьюзи Вольф: Я умею быть жёсткой и прагматичной. Если нужно бороться, я буду бороться
Сьюзи Вольф, управляющий директор Академии Формулы-1, в откровенном интервью рассказывает о своём пути в автоспорте: от картинга с Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом до борьбы с сексизмом и нереализованной мечты о старте в Ф1. Она вспоминает одиночество, давление спонсоров, страшный инцидент в отеле и как встреча с Тото Вольффом помогла обрести себя. Сегодня Вольф развивает женский чемпионат, чтобы следующее поколение девушек не сталкивалось с изоляцией. Интервью прошло во время тестов картинга её сына Джека, подчёркивая разницу эпох: теперь девочки в картинге — норма, а не исключение. Вольф уверена, что женщина в Ф1 появится в ближайшие 10 лет, и продолжает судебную борьбу с FIA.
«Глубокое одиночество сопровождало меня в картинге, а потом и в формульных сериях, потому что никто больше не проходил через то же самое», — вспоминает Сьюзи Вольф свой долгий путь в автоспорте: от гонок в подростковом возрасте против Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга до упорной, но неосуществлённой попытки стать пилотом Формулы-1.
«После всего движения #MeToo мы забываем, как было раньше. Но то, как парни в паддоке говорили о девушках, заставило меня подумать: “Я никогда не хочу, чтобы обо мне так говорили”. Я поняла, что должна быть чище чистого, чтобы пройти через это невредимой».
42-летняя Вольф говорит: «Я не могла открыться никому, пока не встретила [своего мужа] Тото. Но я точно рада, что следующее поколение никогда не пройдёт через это, потому что в Академии Формулы-1 есть товарищество. У этих молодых женщин есть другие женщины, на которых можно равняться или к которым обратиться, и не будет той изоляции, которую чувствовала я».
Вольф — управляющий директор Академии Формулы-1, полностью женского чемпионата, который она возглавляет с 2023 года. Цель — дать молодым женщинам возможности развиваться в соревновательных гонках с долгосрочной амбицией вывести женщину-пилота в Формулу-1.
Интервью проходит посреди тестовой сессии в картинге для её и Тото восьмилетнего сына Джека. Воспоминания нахлынывают, и она с ещё большим энтузиазмом говорит о взрывном росте интереса девушек к автоспорту по сравнению с её собственным одиноким путём через предрассудки и неравенство. «Не верится, сколько теперь молодых девушек в картинге, — говорит она. — Я всегда была единственной — или, может, ещё одна девушка».
В своей откровенной новой книге Вольф ярко освещает трудности, с которыми столкнулась. Пока парни пытались отмахнуться от неё или запугать, «стало ясно, что быть быстрой недостаточно. Пришлось закаляться, найти агрессию, которая не была мне природной».
Мать Сьюзи, Салли Стоддарт, на трёх колёсах в свои гоночные дни. Фото: Предоставлено Сьюзи Вольф.
Она вспоминает ранний конфликт в картинге, когда избалованный мальчишка разозлился, что не может обогнать маленькую шотландку.
Он врезался в зад её картинга, а потом вытолкнул с трассы. Их вызвали к клерку гонки, и парень с отцом-крикуном обвинили Сьюзи в аварии. Она спокойно разбила их доводы, и клерка дисквалифицировал мальчика.
«Я закалилась с юных лет, — говорит Вольф, — и это сослужило хорошую службу позже в жизни. Были и минусы, потому что в итоге становишься слишком жёсткой. Но теперь я могу быть очень решительной и прагматичной, и если нужно бороться за что-то, я буду бороться».
На юниорском чемпионате мира по картингу в 200 Позе она пробилась через огромное поле и финишировала почётной 15-й. Но ей было стыдно, когда после вручения главных призов её вызвали на подиум и объявили лучшей женщиной-картингисткой мира.
«Я была там не для того, чтобы быть лучшей женщиной, — говорит она. — Я хотела быть лучшей. Участников было 130, так что я вошла в топ-15%. Но меня выделяли как лучшую женщину, и в тот момент я поняла: “Ладно, меня видят по-другому”». Когда она перешла в формульные серии, это усиливалось год от года.
Автоспорт безумно дорог, и по мере подъёма по классам ей нужны были спонсоры, большинство из которых хотели, чтобы она соответствовала девчачьему стереотипу: ехать на розовом картинге и красиво выглядеть на фотосессиях. «Я просто хотела, чтобы меня видели как гонщика, но тогда ещё была идея, что любая девушка в гонках — пацанка. Я такой не была, и ориентироваться было очень сложно.
Помню, в Mercedes-Benz в DTM [элитной немецкой серии спорткаров] думала: “Если надену платье, могут не воспринять серьёзно, подумают, что пытаюсь выглядеть милой. Но я хочу платье. Если костюм — подумают, что я мужеподобная”».
Это породило неуверенность, которая ушла только после встречи с Тото. Он сказал: «Будь собой. Если это значит платье — надевай платье. Быть аутентичной — самый лёгкий способ пройти путь».
Сьюзи Вольф в подростковом картинге с гордым шотландским флагом. Фото: Предоставлено Сьюзи Вольф.
В 2007 году она пережила ужасный случай: ранним утром после шикарного приёма влиятельный мужчина из Формулы-1 колотил в дверь её гостиничного номера, требуя впустить. Страх Вольф перед нападением и возможностью разрушить зарождающуюся карьеру описан в самых пронзительных страницах книги. «Важно было написать об этом, потому что у многих женщин бывают ситуации, где секунда может всё изменить. Мне повезло, что он не вошёл, но люди должны понимать, насколько это страшно».
Когда она увидела его месяцы спустя, он извинился. Но, говорит Вольф, «пару лет я никому не могла рассказать».
Тото стал первым, кому она открылась. «Мы сошлись в 2009-м, и тогда я впервые рассказала. [Этот человек] мог сильно навредить моей карьере или сильно помочь. Я не хотела ни того, ни другого. Хотела стоять на своих ногах, и из-за воспитания я бы с ним дралась. Но это потому, что я закалилась за столько лет в той среде».
Знает ли он, что она написала о той ночи? «Думаю, да, но не уверена. Больше контактов не было».
Академия Формулы-1 — полностью женский чемпионат, которым Вольф руководит с 2023 года. Фото: Джефф Списер/Formula 1/Getty Images.
Она стала тест-пилотом Williams и перед стартовой гонкой сезона 2015 казалась близкой к дебюту в Формуле-1. Валттери Боттас повредил спину в квалификации, и Вольф думала, что заменит его, но была опустошена, когда Пэт Симондс, технический директор Williams, вызвал Адриана Сутиля, не имевшего отношения к команде.
«Это был настоящий сигнал, — говорит Вольф. — Пэт сказал: “У Адриана опыт, который нам нужен”. Момент абсолютной ясности. Помню, подумала: “Если сейчас не дадите шанс, то никогда”. Сказала Тото, что это мой последний сезон. Это никогда не станет реальностью, так что давай остановимся».
Если бы ей дали возможность, справилась бы она? «Думаю ли я, что прыгнула бы и поехала быстрее Филипе Массы [первого пилота Williams]? Нет. Думаю ли, что прыгнула бы и показала достойный результат? Абсолютно».
В 2023-м, с запуском Академии Формулы-1, Вольф предсказала женщину-пилота Формулы-1 в течение 10 лет. Верит ли ещё? «Жалею, что сказала 10 лет, потому что одна из моих подопечных может подумать, что я в неё не верю. Но точно думаю, это случится в ближайшие 10 лет. Вижу талант, и будет девушка, достаточно хорошая, чтобы ей дали шанс».
Есть и другие битвы. Вольф продолжает бороться с FIA после того, как в декабре 2023-го орган подверг её и Тото расследованию по конфликту интересов. FIA поступило обвинение в обмене конфиденциальной информацией между командой и владельцем спорта, Formula One Management. Сьюзи подчиняется FOM как глава Академии Формулы-1, а Тото остаётся руководителем Mercedes.
Расследование длилось недолго: пару cleared, поддержали другие руководители команд. «Это было так абсурдно, — говорит она, — потому что я нулевого отношения к бизнесу Формулы-1. Это меня разозлило, а потом дело закрыли за 48 часов без какого-либо расследования.
Все команды Формулы-1 объединились, что бывает редко, и выпустили совместное заявление: “У нас нет проблем с конфликтом интересов, и никто никогда не жаловался”. Вдруг расследование закончилось, и мне было сложно это осмыслить».
Вольф говорит, что её судебное дело против FIA продолжается в полном разгаре. «Всё это занимает массу времени, но оно идёт. Поэтому я и начала, даже зная, что может затянуться на годы. Не стала бы, если бы не считала стоящим. Теперь просто нужно терпение».
Тото Вольфф рассказал мне в прошлом году, что Кристиан Хорнер из Red Bull был единственным руководителем, изначально неохотно подписавшим совместное соглашение в их поддержку. Обидело ли её отсутствие поддержки от Хорнера? «Нет. Никакого удивления».
Из-за напряжённых отношений Хорнера с Тото? «На 100%, да. Я не позволяю этому беспокоить себя. У меня высокие стандарты. Знаю, насколько важна Академия Формулы-1 и какой положительный эффект она оказывает на спорт. Поэтому всегда будут те, кто за, и те, кто против».
Вольф хвалит Хэмилтона за неизменную поддержку женщин-пилотов — с приверженностью равенству, которую, по её словам, никто на решётке Формулы-1 не сравнится. Но почти пора Вольф возвращаться на трассу, чтобы поддержать своего маленького сына.
«Эти девушки сегодня не просто соревнуются [в картинге], — говорит она. — Они борются за подиумы. Несколько месяцев назад на финале Easykart World Championship подслушала Джека: он гонялся против девочки Греты. Мальчики обсуждали, кто попадёт на подиум.
Один сказал: “Грета будет очень сильна. Может выиграть”. Все: “Да, Грета”. Говорят о ней как о равном сопернике, потенциальном победителе гонки. Нет: “О, Грета, девчонка”».
Улыбка расплывается по лицу Вольф. «Двадцать лет назад я была “девчонкой”, и проигрыш мне был позором. А следующее поколение видит, что эти юные девушки быстры, и гоняться с ними — совершенно нормально. Менталитет полностью изменился, и теперь нужно лишь расширить пул талантов, чтобы добиться 50 на 50 между мальчиками и девочками».