Технологические обновления 2024 года: лучшие и провальные решения
Сезон 2024 года Формулы-1 привнёс неожиданные повороты в борьбе за чемпионство. После нескольких доминирующих гонок Red Bull команда McLaren смогла не только догнать, но и обогнать лидеров, изменив расклад сил. В истории Формулы-1 подобное происходило и раньше, например, когда в 2009 году команда Brawn потеряла преимущество перед Red Bull, или в 1991 году, когда Williams превзошёл McLaren. В этой статье мы рассмотрим лучшие и провальные обновления болидов этого сезона и их влияние на ход чемпионата.

3 удачных обновления:
1. McLaren, Майами
Это было крупное обновление, которое планировалось ещё до начала сезона, но его реализация заняла несколько месяцев из-за сложных инженерных задач, в том числе переноса системы охлаждения. Обновления затронули весь болид, начиная от носа и заканчивая хвостом, как внешне, так и под обшивкой, чтобы обеспечить значительное увеличение прижимной силы «в любых условиях». Были переработаны кузов и крышка двигателя, добавлены новые воздухозаборники и изменён задний кок, что совместно с новым днищем значительно улучшило характеристики машины.
Новая передняя часть, изменённая геометрия передней подвески и тормозные воздуховоды обеспечили лучшее управление потоком воздуха. Были также внесены изменения в заднее антикрыло и маленькие закрылки на тормозных воздуховодах для лучшей эксплуатации нового потока воздуха.
До обновления McLaren отставал от Red Bull на несколько десятых секунды, но с его введением команда сразу же вошла в круг победителей. С тех пор болид McLaren был конкурентоспособен на всех этапах.
2. Mercedes, Монако
На Гран-при Монако Mercedes представил серию обновлений, включая изменение передней части днища перед входом в туннель, что улучшило объём потока воздуха, проходящего через эти туннели. Mercedes полностью изменил философию переднего антикрыла, заменив старую конструкцию с так называемой «легальной трубой», которая вызвала множество вопросов с момента дебюта машины.
Первоначальное антикрыло отличалось тем, что его верхний элемент резко сужался к внутреннему краю, освобождая путь для воздушного потока, который активировал работу переднего края днища. Это приводило к чрезмерной недостаточной поворачиваемости на малых скоростях и избыточной поворачиваемости на высоких.
Новое антикрыло значительно улучшило управляемость, и уже через одну гонку Джордж Расселл завоевал поул в Монреале и лидировал большую часть гонки. Позже и Расселл, и Льюис Хэмилтон начали завоёвывать поулы и победы.
Обновления McLaren в Майами добавили прижимную силу к уже хорошо сбалансированному болиду. В случае с Mercedes изменения устранили аэродинамические недостатки, что также принесло отличные результаты.
3. Ferrari, Имола
Обновление Ferrari на Гран-при Имола касалось серьёзной переработки болида SF-24, что улучшило как передний срез боковых воздухозаборников, так и заднюю часть кузова в области «кок-бутылки». Эти изменения были достигнуты за счёт значительных переработок в районе радиатора, включая удаление S-канала и увеличение площади охлаждающего входа.
Новое аэродинамическое решение позволило кузову стать более обтекаемым и менее массивным. Увеличение вогнутой кривизны на нижней стороне кузова создало уменьшение давления, что, в свою очередь, привело к увеличению скорости воздушного потока. Это стало серьёзным шагом на пути к улучшению аэродинамических характеристик болида Ferrari.
3 неудачных обновления:
1. Ferrari, Испания
На Гран-при Испании Ferrari представил обновление, которое должно было развить успех предыдущих улучшений, но результат оказался разочаровывающим. Машина столкнулась с проблемой так называемых «прыжков» — феномена, при котором весь болид начинает вибрировать на высоких скоростях из-за неудачных настроек подвески и аэродинамики.
Изменения в днище и корпусе машины привели к тому, что Ferrari не смогла должным образом бороться с Red Bull и McLaren, и потребовались дальнейшие корректировки, чтобы вернуться к конкурентоспособности на более поздних этапах сезона.
2. Red Bull, Венгрия
Хотя обновление Red Bull с высоким уровнем прижимной силы нельзя назвать провальным, оно также не принесло тех преимуществ, которые ожидались. Новая компоновка кузова и антикрыло не дали значительного прироста производительности, как предполагали симуляции.
Изменения были направлены на улучшение аэродинамической стабильности на низких и высоких скоростях, однако проблема баланса между ними осталась нерешённой. Макс Ферстаппен отметил улучшения в управляемости, но окно между высокоскоростными и низкоскоростными участками трассы по-прежнему слишком узкое.
3. Mercedes, Бельгия
Mercedes представил новое днище на Гран-при Бельгии, но после неоднозначных результатов на пятничных тренировках команда решила вернуться к старому варианту на выходные. В результате Mercedes заняли первые два места на подиуме, но с предыдущей версией днища. Позже новое днище было снова протестировано на Монце, но и там его пришлось снять. Ожидается, что дальнейшие изменения будут внесены к Гран-при в Остине.
Эти неудачные обновления показывают, что, несмотря на тщательное планирование и инженерные расчёты, не всегда изменения могут привести к желаемому результату, особенно когда речь идёт о таких тонких аспектах аэродинамики и настройки машин.
Общий вывод из этого сезона — McLaren смогла достичь баланса в болиде, что позволило им быть конкурентоспособными как на низких, так и на высоких скоростях, независимо от погодных условий.